Закон о торговле отсрочка платежа

Самое полное описание темы: "Закон о торговле отсрочка платежа" с комментариями специалистов. На все сопутствующие вопросы вам сможет ответить дежурный юрист.

Содержание

  • Вопрос: Предприятие является поставщиком продуктов питания в крупную региональную торговую сеть. Поставки осуществляются на условиях отсрочки платежей. Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ были установлены максимально допустимые отсрочки оплаты, дифференцированные по срокам годности продовольственных товаров. По некоторых товарам скоропортящегося ассортимента торговая сеть не может соблюсти регламентированные сроки оплаты товаров в связи с нехваткой оборотных средств. Прав ли поставщик, считая, что заключение договора финансирования под уступку денежного требования позволит, не нарушив закон, отодвинуть для торговой сети сроки. («Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 3, март 2011 г.)

    Действительно, п. 7 ст. 9 Закона о торговле ограничивает отсрочку оплаты поставок продуктов питания:

    — продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

    — продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

    — продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки.

    Если указать в договоре поставки иные сроки оплаты товаров, это обернется значительными штрафами. Так, Федеральным законом от 28.12.2010 N 411-ФЗ в КоАП РФ введена новая ст. 14.42, согласно п. 3 которой установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты, превышающих сроки, определенные федеральным законом, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 20 до 40 тыс. руб., а на юридических лиц — от 1 до 5 млн. руб.

    Уложиться в жесткие сроки оплаты товаров (10, 30 и 45 дней) получается не у всех покупателей из-за недостатка оборотных средств. Теоретически решить эту проблему сети могли бы за счет увеличения отсрочек для поставщиков non-food категорий (например, с 90 до 180 дней), на которые Закон о торговле не распространяет свое действие, но на практике немногие поставщики непродовольственных товаров соглашаются работать на столь невыгодных для них условиях. Еще одна загвоздка для сетей, правда, менее значительная, чем нехватка оборотных средств, заключается в резком увеличении документооборота в связи с дифференциацией отсрочек в зависимости от сроков годности продуктов. На практике стандартный объем поставки для сети — несколько тонн груза. При этом один и тот же поставщик может в одну отгрузку включить продукты с тремя различными сроками годности, которые должны быть оплачены не позднее 10, 30 и 45 дней. Получается, торговые сети должны организовать документооборот таким образом, чтобы отслеживать момент приближения срока оплаты по каждой поставке по группам продуктов с различными сроками годности.

    При факторинге поставщик продуктов питания получает финансирование под уступку требования в течение нескольких дней после уступки требования, а фактор и покупатель могут договариваться о большей отсрочке платежа, чем прописано в Законе о торговле. Такая отсрочка называется периодом ожидания и составляет в среднем 45 дней. Поскольку «период ожидания» начинается уже после наступления срока оплаты, предусмотренного договором поставки между поставщиком (клиентом) и покупателем (должником), его использование должником означает просрочку оплаты товаров. Разберемся, перед кем должник отвечает за допущенную просрочку.

    Итак, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты (ст. 384 ГК РФ).

    Неустойка. Одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Согласно п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120 право на взыскание неустойки за просрочку платежа по договору купли-продажи является правом, связанным с требованием основного долга. Поэтому если стороны не исключили действие ст. 384 ГК РФ договором, право на взыскание неустойки следует считать перешедшим к новому кредитору вместе с требованием уплаты суммы основного долга.

    Проценты за пользование чужими денежными средствами. Проценты по ст. 395 ГК РФ — это мера ответственности за неисполнение денежного обязательства. В пункте 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120 разъяснено, что при уступке требования об оплате товара и отсутствии в соглашении сторон условий относительно прав, связанных с уступленным требованием, новый кредитор вправе взыскать с должника соответствующую сумму задолженности по оплате товара и процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, начисленных с момента наступления просрочки (обратим внимание: не с момента заключения соглашения об уступке). Изложенное касается ситуации, когда просрочка должника имела место до момента уступки права требования долга. После уступки права требования долга у должника возникает обязательство по оплате товара новому кредитору и, значит, прекращается обязательство по оплате товара первоначальному кредитору. Таким образом, ответственность за нарушение обязательства по оплате товара (в том числе по ст. 395 ГК РФ) должник несет уже перед новым кредитором (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

    Убытки. Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

    При уступке прав по основному обязательству, не нарушенному на момент уступки, нельзя говорить о передаче новому кредитору права на возмещение убытков на случай возможного нарушения со стороны должника. Такого права у первоначального кредитора не существовало, поскольку не было основания для его возникновения (факта нарушения). Если после уступки должник нарушит возложенные на него обязанности, это нарушение будет иметь место уже в отношении нового кредитора, чья имущественная сфера и будет затронута. Новый кредитор в данном случае имеет право требовать от должника возмещения убытков, потому что они ему причинены, а не потому, что он получил это право от первоначального кредитора.

    Читайте так же:  Заявление на отпуск за счет работодателя

    Совершенно иная ситуация складывается в случае нарушения должником обязанности, корреспондирующей передаваемому новому кредитору праву, до момента уступки. Ущерб нарушением был причинен имуществу первоначального кредитора и может быть выражен в определенной денежной сумме. Новый кредитор, приобретая нарушенное до уступки право требования, не может претендовать на возмещение убытков, которые были причинены первоначальному кредитору. Следовательно, передача новому кредитору прав по обязательству не означает одновременную передачу этому лицу права требовать от должника возмещения убытков, уже причиненных первоначальному кредитору до момента уступки. Однако право требования от должника уплаты этой суммы (уже определенной или определимой) может быть передано другому лицу (как новому кредитору, так и любому другому лицу) в качестве самостоятельного имущественного права (п. 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120).

    Таким образом, должник, просрочивший оплату товара уже после того, как состоялась уступка права требования, несет ответственность за неисполнение обязательства по оплате перед новым кредитором. На практике за использование «периода ожидания» и неоплату в срок, превышающий «период ожидания», факторинговые компании вместо выставления к уплате должником процентов за пользование чужими денежными средствами и убытков предпочитают брать плату с клиента в виде повышенной факторинговой комиссии. Обратимся к Постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010 N 17АП-11163/2010-АК.

    редактор журнала «Пищевая промышленность:

    бухгалтерский учет и налогообложение»

    «Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 3, март 2011 г.

    Источник: http://base.garant.ru/59601607/

    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
    «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г.

    Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    28 декабря 2009 г.
    N 381-ФЗ

    Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

    Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

    Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

    Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

    В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

    Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

    Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 446-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Читайте так же:  Величина алиментов если не работаешь

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Источник: http://base.garant.ru/12171992/

    Закон о торговле отсрочка платежа

    Новый закон о торговле

    Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

    Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

    Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

    Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

    • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
    • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
    • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
    • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

    Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

    • Внешней торговли;
    • Организации торгов;
    • Сбыта продукции на рынках в розницу;
    • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

    В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь:

    Основные понятия

    В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

    • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
    • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
    • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
    • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
    • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
    • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
    • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
    • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
    • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

    Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

    В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

    Поправки в закон о торговле

    Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

    Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

    Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

    • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
    • Неправомерно завышать или занижать цены;
    • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
    • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

    Отсрочка платежа по закону о торговле

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

    • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
    • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
    • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

    В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

    Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

    Закон о торговле

    Отсрочка оплаты, не предусмотренная Законом о торговле

    УФАС отметило, что по смыслу пункта договора поставки о первоочередной уплате штрафных санкций покупатель установил дополнительное основание для отсрочки оплаты поставленной продукции, не предусмотренное Законом о торговле. В связи с тем что штрафные санкции в отношении поставщика продовольственных товаров предусмотрены несколькими пунктами договора поставки, достаточно высока вероятность наступления событий, за которые предусмотрены такие санкции. В случае когда поставщику выставлено требование об уплате неустойки (штрафных санкций) за нарушение обязательств по договору, поставщику может потребоваться некоторое время для ознакомления с претензиями торговой сети и для уплаты неустойки либо для оспаривания претензий, что в соответствии с условием о первоочередной уплате штрафов может повлечь нарушение предусмотренных ч. 7 ст. 9 Закона о торговле сроков оплаты поставленного товара. Состав ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ является формальным, поэтому допущенное компанией нарушение представляет существенную угрозу общественным отношениям в сфере осуществления предпринимательской деятельности в силу самого факта нарушения вне зависимости от последствий, которые данные действия повлекли.

    Обратите внимание! Условие договора поставки о том, что покупатель не производит оплату партии товара, поставленной на условиях отсрочки платежа, до момента оплаты поставщиком штрафных санкций за нарушение обязательств по договору, противоречит Закону о торговле.

    К сведению. Правонарушение в виде установления в договоре поставки сроков оплаты товаров, превышающих сроки, предусмотренные ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, не относится к длящимся, поэтому постановление о привлечении к административной ответственности за такое правонарушение не может быть вынесено по истечении двух месяцев с момента заключения договора поставки либо внесения соответствующих изменений в части отсрочки оплаты товаров.

    Федеральный закон отсрочка платежа

    Ссылка не верна или страница была удалена

    Если Вы попали на эту страницу, перейдя
    по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

    Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    Читайте так же:  Трудовой кодекс незаконное увольнение

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Источник: http://ooo.okd1.ru/konsultacziya/zakon-o-torgovle-otsrochka-platezha/

    Закон о торговле отсрочка платежа

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон N 273-ФЗ) вступает в силу 15.07.2016, при этом п. 2 ст. 3 указанного закона предусмотрено, что условия договоров поставки должны быть приведены в соответствие до 01.01.2017.
    С какой даты подлежат применению изменения, внесенные Законом N 273-ФЗ в части отсрочки платежа за поставленные продовольственные товары, предусмотренные заключенным организацией договором поставки продовольственных товаров и размера вознаграждения покупателя?
    Правильно ли, что работать по новым правилам (отсрочка платежа и размер вознаграждения) необходимо с 15.07.2016, но при этом для переоформления договоров есть время до 01.01.2017?

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/855767/

    Закон о торговле: отношения дистрибьюторов и производителей

    «Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 8

    В цепочке «производитель — розница», как правило, присутствует промежуточное дистрибьюторское звено: из промышленной партии дистрибьютор формирует мелкооптовые партии, которые затем перепродает. Распространяются ли на сферу дистрибуции положения Закона о торговле ? С этим вопросом нам предстоит разобраться.

    Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

    Регулирует ли Закон о торговле отношения дистрибьюторов и производителей?

    В ст. 9 Закона о торговле сформулированы права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки таких товаров.

    Определения тех и других хозяйствующих субъектов можно вывести исходя из п. 3 ч. 2 ст. 1 и п. п. 1 — 3 ст. 2 Закона о торговле:

    • хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность (торговлю), — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров. Это может быть как оптовая, так и розничная торговля. Оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, под хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, следует понимать как розничных (в том числе торговые сети), так и оптовых продавцов (в том числе дистрибьюторов);

    На заметку. В проекте федерального закона о внесении изменений в Закон о торговле, размещенном на официальном сайте ФАС , предлагается внести уточнения в определение термина «торговая деятельность»: торговая деятельность (далее также — торговля) — вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и (или) продажей товаров. Как видим, разница в сравнении с действующим определением состоит в наличии союза «или» после союза «и». Чем вызвана необходимость такого уточнения? Соединительный союз «и» означает деятельность как по продаже, так и по приобретению товаров. Вместе с тем не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже товаров, занимаются их приобретением (например, хозяйствующие субъекты, осуществляющие без участия посредников продажу товаров, произведенных ими самостоятельно).

    http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50682.html.

    • хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи. Сюда следует отнести производителей, самостоятельно реализующих свою продукцию, а также оптовых перепродавцов (в том числе дистрибьюторов).

    Применение ст. 9 Закона о торговле в сфере дистрибуции

    Таким образом, дистрибьюторы попадают в обе группы субъектов — осуществляющих поставки товаров и осуществляющих торговую деятельность. Следовательно, на них распространяются требования и ограничения, предусмотренные ст. 9 Закона о торговле:

    • цена договора поставки, заключаемого между производителем и дистрибьютором, дистрибьютором и дилером, дистрибьютором и розничным магазином, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров, с учетом предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 8 Закона о торговле положений;

    Ключевой момент. В действующей редакции Закона о торговле на дистрибьюторский договор распространяются требования ст. 9.

    Поскольку организация бизнеса при помощи посредников всегда требует от участников экономической цепочки последовательных действий, дистрибьютор не имеет источников для исполнения своих обязательств по оплате товара перед производителем до того момента, пока последний участник цепочки (розничный продавец) не произведет с ним расчет. Если максимальные сроки отсрочки оплаты товаров будут воспроизводиться в договорах между производителями и дистрибьюторами, дистрибьюторами и розничными продавцами, то за счет каких источников дистрибьютор должен рассчитываться с производителем? По всей видимости, за счет заемных средств. Необходимо учитывать и тот факт, что дистрибьюторы, как правило, имеют временные потери: отгрузка на транспорт дистрибьютора и доставка до его склада (до 14 дней) железнодорожным или автомобильным транспортом (в зависимости от региона страны и доступности того или иного вида транспорта); формирование товарных партий для поставки дилерам, торговым сетям и другим субъектам розничной торговли — в течение всего срока годности товаров.

    Часто производители используют такой прием, как накопление товарных запасов на складах дистрибьюторов для обеспечения спроса в сезон. Соответственно, ранее производители и дистрибьюторы подписывали соглашения о длительных отсрочках. Это устраивало обе стороны: оптимизировались складские запасы, дистрибьюторы были обеспечены товаром. Закон о торговле поставил под вопрос подобную практику, требуя расчета в течение определенного срока. Несомненно, требования Закона можно обойти путем заключения иных видов договоров: ответственного хранения либо новации в заемные обязательства. Но все же более предпочтительный вариант — уточнение в Законе о торговле состава субъектов, на которых распространяются его требования, путем исключения из его правового регулирования отношений по дистрибуции товаров;

    • услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться дистрибьютором производителю или дилером, розничным продавцом дистрибьютору на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг;
    • включение в договор поставки товаров условий о совершении дистрибьютором, закупающим товар у производителя, дилером, розничным продавцом, закупающими товар у дистрибьютора, определенных действий в отношении поставленных продовольственных товаров, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускаются.
    Читайте так же:  Соглашение об уплате алиментов бывшему супругу

    У читателя могут возникнуть сомнения в том, касаются ли перечисленные выше ограничения взаимоотношений дистрибьютора и производителя, учитывая, что между ними заключается дистрибьюторский договор, а в ст. 9 Закона о торговле упоминается только договор поставки. Здесь следует исходить из того, что дистрибьюторский договор может :

    1. иметь рамочный характер в части поставок товаров. По такому договору не могут производиться поставки товаров, а требуется заключение отдельных договоров поставки;
    2. содержать существенные условия договора поставки. В таком случае поставки товаров осуществляются на основании этого договора и заключать отдельные договоры поставки не требуется.

    Поскольку рамочный дистрибьюторский договор не является договором поставки, в нем, вне всяких сомнений, могут оговариваться обязательства дистрибьютора по распространению приобретенных товаров на определенной территории на согласованных с поставщиком условиях. А если такие обязательства возлагаются на дистрибьютора по дистрибьюторскому договору, содержащему элементы договора поставки? Формально это может расцениваться как нарушение запрета ч. 12 ст. 9 Закона о торговле на включение в договор поставки товаров условий о совершении покупателем каких-либо действий в отношении поставленных продовольственных товаров. А ведь именно такие действия, собственно говоря, составляют суть отношений с дистрибьюторами.

    См. статью Е.В. Шоломовой «Дистрибьюторский договор: характеристика и регулирование».

    Замечания и предложения заинтересованных лиц

    В Минпромторг, разрабатывающий поправки к Закону о торговле, поступают соответствующие предложения и замечания от различных участников рынка. Так, свои предложения по дальнейшему совершенствованию нормативного акта направил Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС). В частности, МЭС предлагает исключить дистрибуцию из сферы действия Закона. «Нужно просто устранить противоречие. Закон неоправданно смешивает дистрибьюторский договор с договором поставки, в то время как это разные правовые инструменты, предназначенные для решения отличных друг от друга экономических задач», — поясняет М. Протасов, председатель правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», которая стала одним из инициаторов создания МЭС. Законом фактически выведен за рамки легитимного поля базовый договор, заключаемый поставщиком со своими дистрибьюторами на определенных территориях или по определенным каналам продаж.

    Тексты предложений по усовершенствованию ряда пунктов Закона о торговле распространили также Руспродсоюз и АКОРТ. В числе прочего эти отраслевые союзы отмечают, что при создании Закона его авторы забыли о важнейшем звене в цепочке движения товара — дистрибьюторах, то есть о компаниях, которые с учетом географических размеров нашей страны являются одним из ключевых звеньев в цепи доведения продуктов питания до конечного потребителя. Во избежание «риска усмотрительности надзорных и контролирующих органов, судебной власти по отношению к данным хозяйствующим субъектам» союзы предложили субъектам законодательной инициативы определить права и обязанности дистрибьюторских компаний и дополнить Закон соответствующими нормами, а также заявили о своей готовности принять участие в определении прав и обязанностей дистрибьюторов при подготовке соответствующих поправок к Закону.

    Законопроект о внесении изменений

    Как отмечалось, на официальном сайте ФАС размещен проект федерального закона о внесении изменений в Закон о торговле (раздел «Проекты нормативных актов»). Проектом предусмотрены поправки, в частности, к ст. 9 (ч. 3 — 11) Закона о торговле. В частности, слова «хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность» предлагается заменить на слова «хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю» и тем самым сузить круг фигурантов этих норм, распространив их на субъектов розничной торговли (лиц, занимающихся только той торговой деятельностью, что связана с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговле)). В пояснительной записке к проекту федерального закона о внесении изменений говорится, что поправки к ст. 9 Закона о торговле связаны с исключением отношений в области дистрибуции из сферы действия данного Закона, а также с необходимостью установления четких требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность.

    Если законопроект будет принят в рассматриваемом варианте, отношения «производитель — дистрибьютор» окажутся вне поля правового регулирования Закона о торговле (отношения «дистрибьютор — розница» по-прежнему будут регулироваться указанным Законом).

    Заметим, что ранее инициативу ФАС по разделению розничной торговли и дистрибуции в Законе о торговле в Минпромторге и Минэкономразвития восприняли сдержанно. Так, глава Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга О. Сазанов отметил, что вопрос о регулировании деятельности дистрибьюторов рассматривался экспертным советом министерства, но решение о конкретных изменениях может быть принято после того, как Закон «поработает» и станут понятны истинные проблемы дистрибьюторов.

    Осознанно или неосознанно, но в действующей версии Закона о торговле (ст. 9) предъявляются одинаковые требования и ограничения как к дистрибьютору, покупающему товары у производителя с целью их дальнейшего распространения и продвижения, так и к субъекту розничной торговли, приобретающему товары у производителя или перепродавца. В итоге предмет правового регулирования Закона о торговле более широкий, чем было заявлено законодателем при обосновании необходимости его принятия. Основной довод инициаторов Закона основывался на необходимости урегулировать взаимоотношения поставщиков и торговых сетей. Но в итоге законодатель вышел за пределы своих намерений и урегулировал отношения по дистрибуции товаров, которые никоим образом не касаются торговых сетей. Сложилась ситуация, при которой дистрибьюторский рынок фактически оказался вне Закона. Если рекомендуемые заинтересованными участниками рынка поправки к Закону о торговле будут приняты, проблема будет устранена. К сожалению, пока Минпромторг и Минэкономразвития не приветствуют инициативу ФАС по внесению соответствующих поправок. Поэтому сейчас сложно сказать, будут ли они в конечном счете внесены.

    Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/68578-zakon-torgovle-otnosheniya-distribyutorov-proizvoditelej

    Максимальная отсрочка платежа закон о торговле

    Закон о торговле

    Новое в законе о торговле

    Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики.

    И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

    Читайте так же:  Как подать на алименты на твердую сумму

    Новый закон о торговле

    Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

    Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей.

    Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок.

    Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

    Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

    Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

    • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
    • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
    • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
    • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

    Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

    • Внешней торговли;
    • Организации торгов;
    • Сбыта продукции на рынках в розницу;
    • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

    В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь:

    Основные понятия

    В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

    • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
    • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
    • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
    • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
    • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
    • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
    • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
    • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
    • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

    Ознакомьтесь 131-ФЗ с последними изменениями

    Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

    В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

    Поправки в закон о торговле

    Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года.

    Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

    Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

    Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

    • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
    • Неправомерно завышать или занижать цены;
    • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
    • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

    Отсрочка платежа по закону о торговле

    Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

    • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
    • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
    • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

    В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

    Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

    Выездная торговля

    Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

    У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

    Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

    Отсрочка оплаты, не предусмотренная Законом о торговле

    УФАС отметило, что по смыслу пункта договора поставки о первоочередной уплате штрафных санкций покупатель установил дополнительное основание для отсрочки оплаты поставленной продукции, не предусмотренное Законом о торговле. В связи с тем что штрафные санкции в отношении поставщика продовольственных товаров предусмотрены несколькими пунктами договора поставки, достаточно высока вероятность наступления событий, за которые предусмотрены такие санкции. В случае когда поставщику выставлено требование об уплате неустойки (штрафных санкций) за нарушение обязательств по договору, поставщику может потребоваться некоторое время для ознакомления с претензиями торговой сети и для уплаты неустойки либо для оспаривания претензий, что в соответствии с условием о первоочередной уплате штрафов может повлечь нарушение предусмотренных ч. 7 ст. 9 Закона о торговле сроков оплаты поставленного товара. Состав ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ является формальным, поэтому допущенное компанией нарушение представляет существенную угрозу общественным отношениям в сфере осуществления предпринимательской деятельности в силу самого факта нарушения вне зависимости от последствий, которые данные действия повлекли.

    Обратите внимание! Условие договора поставки о том, что покупатель не производит оплату партии товара, поставленной на условиях отсрочки платежа, до момента оплаты поставщиком штрафных санкций за нарушение обязательств по договору, противоречит Закону о торговле.

    К сведению. Правонарушение в виде установления в договоре поставки сроков оплаты товаров, превышающих сроки, предусмотренные ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, не относится к длящимся, поэтому постановление о привлечении к административной ответственности за такое правонарушение не может быть вынесено по истечении двух месяцев с момента заключения договора поставки либо внесения соответствующих изменений в части отсрочки оплаты товаров.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://sud.okd1.ru/zakon/maksimalnaya-otsrochka-platezha-zakon-o-torgovle/

    Закон о торговле отсрочка платежа
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here