Улучшение условий труда водителей

Самое полное описание темы: "Улучшение условий труда водителей" с комментариями специалистов. На все сопутствующие вопросы вам сможет ответить дежурный юрист.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Также введение определения сидячей позы водителя, как «рабочая поза сидя» – позволяет уйти от определения неудобной, вынужденной или фиксированной рабочей позы, что естественно приближает условия труда к допустимому классу. Внесены нововведения и в оценку напряженности трудового процесса при управлении транспортным средством. До 2014 года фактор напряженности в соответствии с действующим на тот момент порядком исследовался по более двадцати параметрам, сейчас же в связи с принятием методики спецоценки от большинства параметров отказались и они оказались ненужными, так как их оценка могла происходить субъективно. Это сделано с целью повышения объективности выявления и оценки параметров напряженности трудового процесса.

Сама процедура проведения СОУТ водителя происходит следующим образом. Вначале определяется хронология рабочего времени, то есть происходит изучение распределения рабочего времени в течение дня или месяца, и в процентном соотношении эта информация предоставляется работодателем в аттестующую организацию. Передается также вся информация о транспортном средстве (марка, модель, государственный номер, вид топлива и т.д.). В случае если водитель работает на нескольких машинах, изучается распределение рабочего времени на каждый автомобиль.

Далее организация, проводящая СОУТ, производит все необходимы измерения в рабочей зоне водителя, исходя из предоставленной хронологии рабочего процесса, то есть измерения выполняются там, где находится работник в течение трудового дня. Если один сотрудник работает на нескольких транспортных средствах, то замеры производятся в каждом автомобиле. Измеряются факторы общей и локальной вибрации, шум от двигателя и агрегатов транспортного средства, химический состав воздуха в кабине машины, также анализируются параметры тяжести и напряженности. Все измеряемые и исследуемые параметры фиксируются в протоколах первичных измерений.

После анализа всей предоставленной работодателем информации и проведения требуемых измерений происходит оформление отчета о спецоценке, куда включаются протоколы измерений и карты СОУТ, все это передается работодателю, который обеспечивает ознакомление с результатами аттестации рабочих мест всех сотрудников организации [1].

Принятая в России классификация тяжести и напряженности труда различает оценку тяжести труда по классам от нормальных условий (1-2 класс) до опасных (4 кл) и аварийных (5 кл) без учета длительности воздействия 26 вредных и опасных факторов.

В соответствии с этими нормативами труд работников автотранспортных предприятий по параметрам загрязнение воздуха рабочей зоны отдельными вредными веществами при учете «Максимально разовых концентраций» классифицируется как работа 3.1-3.3 классов, что можно трактовать как «допустимые условия труда».

Специальное изучение загрязнения воздуха в кабинах самосвалов показало превышение ПДКрз в кабинах по NО2, ТЧ, СН2О, С3Н4О. [2, 3, 4]. Отсутствие требований к системам вентиляции, кондиционирования и отопления по ограничению содержания вредных веществ в воздухе кабин и отсутствие стандартов в отношении загрязнения воздуха кабин транспортных сресдтв приводит к тому, что кабины при производстве не оборудуются эффективными системами очистки воздуха. [5].

Российским учеными доказано, что приведенная токсичность воздуха кабины грузовика-самосвала наибольшая в зоне погрузки — 97,9 усл. мг/м 3 , в 1,75 раза меньше при движении самосвала с грузом, в 2,15 раза меньше при движении самосвала без груза и в 3,6 раза меньше при разгрузке.

Но данные показатели не могут быть учтены без введение специальной поправки на продолжительность действия. Если учесть продолжительность каждой операции при осуществлении работы водителя автотранспортного средства, то приведенные значения уровня вредного воздействия на водителя составят соотношение, показанное на рисунке 1.

Рисунок 1 – Распределение вредного воздействия АТ на водителя по продолжительности операций

Доля окислов и оксидов азота во вредном воздействии составляет от 36 до 57 % от общего уровня вредного воздействия АТ на водителей самосвалов, а доля твердых частиц от 29 до 49 % — на разных технологических операциях. При этом вредное воздействие оксида азота является определяющим — более 80 % от вредного воздействия всех учитываемых оксидов азота. Доля вредного воздействия СО на водителей на всех режимах не превышает 9 %, СН2О не превышает 15 % и С3Н4О не превышает 11%. Вредное воздействие продуктов неполного сгорания топлива (СО, СН2О, С3Н4О) в основном происходит на режимах погрузки и разгрузки [5].

Список использованных источников

1. Российская Федерация. Законы. О специальной оценке условий труда: федер. закон: [принят Гос. Думой 23 декабря 2013 г.: одобр. Советом Федерации 25 декабря 2013 г.]. – 1-е изд. – Москва: Единый Стандарт, 2014. – (Актуальный закон).

1. Корнилов Г.С. Теоретическое и экспериментальное обоснование способов улучшения экологических показателей и экономичности автомобильных дизелей. Дис. докт. техн. наук. — М.: НАМИ, 2005. — 429 с.

2. ГОСТ Р 41.49-2003. Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ. – М.: Изд-во стандартов, 2004. –150 с.

3. Специальный Технический Регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г №609. – 18 с.

4. ГОСТ Р 50993-96. Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности. – М.: Изд-во стандартов, 1997. – 27 с.

Читайте так же:  Работа приставов по исполнительному листу алименты

Источник: http://scienceforum.ru/2016/1607/22111

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

Существуют ли отличия в методике спецоценки рабочих мест водителей от оценки, которая проводилась в ходе аттестации рабочих мест?

Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации. Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.

Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда (Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.

Что изменилось в оценке уровня шума?

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры. К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем. Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор.

Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался. Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей.

В Методике спецоценки различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.

Как изменилась оценка напряженности труда водителей?

Напряженность труда в ходе аттестации рабочих мест оценивалась по 23 показателям. В Методике спецоценки из них осталось только 6. И это напрямую отразится на оценке условий труда водителей.

Часть показателей отпала и не оценивается не потому, что так захотелось законодателю, а потому что о большинстве из них сложно судить объективно и однозначно.

Например, ранее использовалось Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»(Утверждено Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.). В нем показатели напряженности труда содержат несколько критериев: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность, режим работы. В первом критерии есть показатель – содержание работ. Если сотруднику не нужно принимать решения, условия труда относятся к оптимальным, если простые решения по инструкции – к допустимым, сложные задачи с выбором по известным алгоритмам – к вредным (класс 3.1), творческая деятельность – к вредным (класс 3.2). Такие показатели были исключены из методики оценки условий труда.

Эмоциональные нагрузки, которые оценивались в ходе аттестации рабочих мест, также не могут носить объективного характера. Например, водителю свойственно испытывать чувство риска за свою жизнь, поскольку он является участником дорожного движения – его рабочему месту сразу присваивали класс 3.2. Но четких критериев оценки этого показателя нет, поэтому такой фактор сочли субъективным и исключили из методики оценки.

По оценке плотности сигналов у водителей разных классов автомобилей различий нет. Здесь речь идет о звуковых и цветовых сигналах.

Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями?

Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации. Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч. присутствует как общая, так и локальная вибрация. Причем ее уровни могут быть значительны. Особенно для экскаваторщиков, которые работают с гидромолотами.

Общая вибрация распространяется на тело водителя через точку опоры на сиденье. А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.

Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию. В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше.

В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения. Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ.

Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров.

Как оценивается длительность управления автомобилем?

Длительность управления автомобилем может влиять на оценку такого фактора, как поза сидя. Она была введена впервые и характеризует тяжесть труда. Раньше нужно было выбрать позу водителя из трех вариантов: вынужденная, фиксированная или неудобная. Возникали разногласия – какую из трех поставить в карте аттестации рабочих мест. Например, многие считали, что поза водителя фиксированная, потому что пятка его правой ноги находится на полу, а носок на педали акселератора. Кто-то считал позу вынужденной – кабина не позволяла применять другие позы. Кто-то – неудобной. На самом деле это обычная поза сидя. Для нее разработаны критерии оценки.

Длительность управления автомобилем может быть принципиальной в тех случаях, когда какой-либо вредный фактор превышает установленные ПДУ. Тогда проводят временные замеры. Если же ПДУ не превышен, время управления автомобилем значения не имеет.

Различаются ли оценки условий труда дальнобойщиков и водителей городских маршрутов?

Да, нужно четко разделять виды работ. Первое – время непосредственного управления транспортным средством, второе – время ожидания, время погрузки. Третье – совмещение с ремонтными функциями. Их все нужно оценивать. Стандартными являются первых два вида.

У дальнобойщиков время непосредственного управления автомобилем в процентном отношении к общему времени работы больше. У водителей, занятых на коротких маршрутах, – меньше. Если ПДУ вредных факторов не превышено, нужно проводить хронометрирование. Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда. А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда.

Читайте так же:  Не плачу несколько кредитов

В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля?

Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда. В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень.

Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто. Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности.

В карте аттестации указывают марку автомобиля. Номерные агрегаты, государственный регистрационный знак не вписывают. Впрочем, их можно вписать, жестких требований к этому нет. При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда.

Какие последствия принесет изменение в подходе оценки условий труда водителей?

Подводя итог, можно сказать, что в результате внесенных изменений в методику оценки условий труда водителей можно ожидать, что многие рабочие места больше не будут подпадать под категорию вредных.

  1. В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  2. Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  3. То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
  4. Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров. В этих районах плотность сигналов, на которые должен реагировать водитель, значительно ниже.

Источник: http://primtrud.ru/news/izmeneniya-v-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda-voditeley.html

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

Актуальность данной темы обосновывается тем, что формирование и функционирование системы охраны труда персонала организации, является одним из критериев эффективности системы управления персоналом. Охрана труда представляет собой цельную систему различных мероприятий, частью которой являются техника безопасности и гигиена труда.

Целью исследования является разработка проектных мероприятий по совершенствованию системы охраны труда персонала в МКУ «Управление делами» городского округа «город Якутск».

Для достижения поставленной цели, должны быть достигнуты следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты охраны труда персонала;

2. Рассмотреть особенности режима работы водителей;

3. Дать обоснование эффективности обучения персонала охране труда;

4. Дать краткую характеристику организации;

5. Провести анализ подсистемы обеспечения нормальных условий труда;

6. Выявить недостатки охраны труда в организации;

7. Разработать рекомендации по совершенствованию охраны труда персонала организации;

8.Дать обоснование социально-экономической эффективности рекомендаций.

Предметом исследования выступает охрана труда водителей организации.

Объект исследования – МКУ «Управление делами» городского округа «город Якутск».

На практике под охраной труда понимают соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических требований и т.д. Но это весьма узкий подход. Охрана труда представляет собой цельную систему различных мероприятий, частью которой являются техника безопасности и гигиена труда. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [1, с.113].

Водители автомобилей относятся к числу тех работников, чей труд носит особый характер. Эти особенности определяются тем, что данный труд непосредственно связан с движением транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности. Работа водителя отличается высокой напряженностью, психологическими перегрузками, разъездным характером. Это вызывает необходимость установления особого режима труда в целях обеспечения безопасности граждан и охраны труда самих водителей.

К важнейшим обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, предусмотренным статьей 212 Трудового кодекса РФ относится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Объектом исследования является МКУ «Управление делами» городского округа «Город Якутск».

Уполномоченным органом является Окружная администрация города Якутска. Местонахождение и юридический адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, 15. Руководителем МКУ «Управление делами» городского округа «Город Якутск» является Канин Александр Николаевич.

Муниципальное казенное учреждение «Управление делами» городского округа «Город Якутск» создано 26 октября 2009 года, с целью Первым руководителем МКУ «Управление делами» был назначен Попов Егор Гаврильевич.

Предметом и целью деятельности учреждения является:

— организация и обеспечение хозяйственно-технического обеспечения и содержания административных зданий за счет средств бюджета, предусмотренных на финансирование этих целей;

— материально-техническое и хозяйственное обслуживание мероприятий, проводимых Учредителем [2].

Охрана труда в МКУ «Управление делами» городского округа «город Якутск» находится в критическом состоянии. С 22 июля по 7 августа 2013 года была проведена проверка Федеральной службы по труду и занятости. В ходе проверки было выявлены нарушения трудового законодательства. По результатам проверки было выдано предписание.

Среди списка нарушений были пункты по охране труда: отсутствовали журналы учета, регистрации инструкций; журналы по охране труда; инструкции и т.п.

Ответственность за состояние охраны труда в МКУ «Управление делами» городского округа «Город Якутск» возлагается на работника отдела кадров. Этот работник проходит специальное обучение по охране труда.

Читайте так же:  Уменьшение платежа или сокращение срока кредита

Так как в МКУ «Управление делами» городского округа «Город Якутск» охрана труда находится в критическом состоянии, предлагаем уделять больше внимания охране труда:

— своевременно проводить инструктажи, заполнять журналы по охране труда;

— проводить обучение и инструктаж работникам по вопросам охраны труда;

— улучшать условия труда и отдыха работников;

— снижать и проводить профилактику профессиональных заболеваний;

— провести проверку знаний работников по охране труда;

— выполнять требования научной организации труда;

— выбрать эффективные средства индивидуальной защиты;

Видео (кликните для воспроизведения).

— контролировать за состоянием охраны труда, за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, требований, правил и инструкций по охране труда.

Из всех перечисленных проектных предложений по совершенствованию подсистемы обеспечения нормальных условий труда, целесообразно было бы внедрить самое перспективное из них: проведение проверки знаний водителей по охране труда и технике безопасности, а также проведение обучения по охране труда и технике безопасности по итогам проведенной проверки.

Данное мероприятие призвано повысить охрану труда водителей учреждения, улучшить эффективность, производительность труда и качества выполняемых работниками функций, развитие подсистемы обеспечения нормальных условий труда персонала, а также развитие системы управления персоналом в целом.

Целью является проверка знаний водителей по охране труда, а по их итогам, обучение водителей МКУ «Управление делами» городского округа «Город Якутск» охране труда и технике безопасности специалистом по охране труда.

Совершенствование охраны труда водителей должно быть ориентировано на:

— Улучшение охраны труда водителей;

— Повышение информированности работников;

— Улучшение состояния здоровья работников, снижение профессиональных заболеваний;

— Снижение рисков несчастных случаев.

Экономическую эффективность улучшения охраны труда водителей в МКУ «Управление делами» городского округа «Город Якутск» можно рассчитать с учетом того, что при внедрении предлагаемых изменений, снизятся несчастные случаи по причине несоблюдения охраны труда.

Экономическая эффективность будет выражаться в сравнении затрат при проведении обучения водителей охране труда и технике безопасности, и затрат на несчастные случаи. Для ее определения необходимо посчитать и те и другие затраты.

Бюро Международной организации труда (МОТ) провело адаптацию зарубежных моделей к российским условиям и создало методику оценки затрат и потерь при возникновении несчастных случаев. Именно она использована в данном исследовании при расчете размера затрат в связи с несчастным случаем. Предлагаемая методика позволяет оценить затраты и потери учреждения в результате несчастного случая с его работником (Табл. 1).

Пример: Водитель МКУ «Управление делами» городского округа «Город Якутск» (зарплата — 25 000 руб./ мес.), осуществляя работу по перевозке новогодних украшений для Окружной администрации, попал в аварию, в результате которой получил перелом бедра и сотрясение головного мозга. Доставлен в больницу на скорой помощи. По заключению ГИБДД, водитель был виновен в аварии. Как выяснилось, водитель был в усталом, сонном состоянии, и по этой причине попал в аварию.

В момент аварии в автомобиле не было пассажиров. Перевозимые новогодние украшения были испорчены.

Пострадавший пробыл на больничном 3 мес., через две недели после несчастного случая учреждение наняло другого водителя со своим автомобилем (заработная плата — 25000 руб./мес., амортизация автомобиля — 10000 руб./мес.), который работал до выхода пострадавшего на работу.

Таблица 1. Расходы и потери при несчастном случае

Источник: http://scienceforum.ru/2015/1356/8957

Улучшение условий труда водителей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация принимает водителей на автомобили грузоподъемностью более трех тонн.
В организации действует аттестация рабочих мест в отношении уже имевшихся рабочих мест (старых грузовых автомобилей). В связи с созданием нового производственного подразделения организацией взяты в аренду новые грузовые автомобили, в отношении которых специальная оценка условий труда еще не проведена. Наименование должностей и трудовая функция водителей, работающих на вновь созданных и старых рабочих местах, аналогичны, технологических изменений в организации не осуществлялось. По коллективному договору предусмотрен дополнительный отпуск за вредные условия труда, подтвержденные специальной оценкой условий труда и аттестацией.
Нужно ли предоставлять дополнительный отпуск в соответствии с п. 200 Списка водителям автомобилей грузоподъемностью более 3 тонн, или дополнительный отпуск предоставлять только после специальной оценки условий труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время применение Списка не является обязательным. Дополнительный отпуск работникам за работу во вредных условиях труда работодатель обязан предоставить после проведения специальной оценки условий труда на вновь созданных рабочих местах. Работодатель имеет право предоставлять такой отпуск и до получения результатов спецоценки, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Виноградова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите ответ специалистов Роструда на Вопрос: В 2015 г. проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) на вновь организованном рабочем месте начальника участка по обработке керна, отдела обеспечения экспериментальных исследований опытно-экспериментального центра. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2016 г.)).
*(2) Смотрите также разъяснения представителей Роструда на Вопрос: Положены ли работнику, работающему по совместительству в бюджетном учреждении (больница) по должности «оператор копировальных машин», выдача молока, доплата за вредность, дополнительный отпуск при условии, что специальная оценка условий труда на его рабочем месте не проводилась? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Законопроект о призыве в армию женщин

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/work_law/1197725/

Старые и новые требования к режиму труда и отдыха водителей

В редакцию журнала поступает много вопросов о порядке регулирования труда водителей, особенно в части определения режима рабочего времени. Мы подготовили подробный материал, в котором вы найдете основные правила и последние законодательные изменения.

Нормативная база

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

Период

Фактическое время

Рабочее время

8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  • на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Читайте так же:  Программа для расчета алиментов

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

Источник: http://kontur.ru/articles/5169

АРМ: тяжесть труда для водителя а/м

Цитата
niks пишет:
Для водителя автомобиля установлена тяжесть труда 3.1 (основание — нахождение в неудобной позе при управл-ии а/м)
Цитата
niks пишет:
Чем обосновать неправил. оценку тяжести труда? Какими д-тами регламентир. тяжесть труда и неудобная поза?
Цитата
niks пишет:
Чем обосновать неправил. оценку тяжести труда?
Цитата
niks пишет:
нельзя однозначно отнести управление а/м к работе в неудобной или фикс. позе

А я считаю, что его поза неудобная и фиксированная. он не может встать, размять конечности, изменить свое положение и т.п.

Попробуйте сослаться на старенький документ (его никто не отменял)
«Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта. Методические рекомендации» (утв. Минтрансом РФ 21.12.2001)

6. ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
Оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится в соответствии с Гигиеническими критериями оценки и классификацией условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, Р 2.2.755-99.
По тяжести трудового процесса (табл. 4.11.8 — региональная нагрузка и рабочая поза) условия труда водителя относятся ко 2 классу (допустимый).
По напряженности трудового процесса (табл. 4.11.9) на основе анализа условия труда водителя относятся к классу 3.2 (без учета режима труда и отдыха).
Класс условий труда по режиму труда и отдыха водителей устанавливается в каждой организации в зависимости от вида выполняемой транспортной работы в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25.06.99 N 16.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://ohranatruda.ru/ot_forum/forum22/topic4946/

Улучшение условий труда водителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here