Сокращение штата медицинских работников

Самое полное описание темы: "Сокращение штата медицинских работников" с комментариями специалистов. На все сопутствующие вопросы вам сможет ответить дежурный юрист.

Сокращение штата сотрудников здравоохранения

Я работаю в больнице в должности главного бухгалтера. В организации должна произойти оптимизация (сокращение штата прочего персонала). В штате 1 ставка бухгалтера (8-часовой рабочий день), на которую принят работник, у которого 2 ребенка, одному нет еще трех лет, а другой ребенок-инвалид ему 6 лет, а отец осуществляет уход за ребенком-инвалидом Исходя из этого мы не имеем право ее сократить. А имеет ли право работодатель перевести ее на 0,5 ставки бухгалтера (4-часавой рабочий день). Если да, то на какие локальные документы можно ссылаться.

Уведомление вот такого характера:

Бухгалтеру общебольничного немедицинского персонала ФИО

Уведомление работника о сокращении его должности в связи с изменением штатного расписания и сокращением численности работников

В соответствии со ст. 180 Трудового кодекса РФ уведомляем Вас о том, что согласно письма Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области « О сокращении штатной численности»

№ 73/6206 исх от 10.04.2018 года и приказу руководителя б/н от 29.06.2018«Об изменении штатного расписания и сокращении численности работников» занимаемая Вами должность бухгалтера общебольничного немедицинского персонала подлежит сокращению на 0,5 единицы с 01.09.2018.

Предлагаем Вам перевод на должность бухгалтера общебольничного немедицинского персоналана 0,5 ставки (с должностным окладом в размере 2900,00 руб., выплатой стимулирующего характера за стаж непрерывной работе в размере 0,2 от должностного оклада и за работу в сельской местности в размере 15% должностного оклада.).

При Вашем отказе от перевода на предложенную Вам работу, а также при отказе от перевода на другие вакантные должности, которые будут Вам предложены при их наличии в период до 01.09.2018, трудовой договор с Вами будет расторгнут 01.09.2018 по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — сокращение численности или штата работников организации.

При увольнении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ Вам будет выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также будет сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства в соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ.

В течении третьего месяца со дня увольнения средний заработок будет выплачен по решению службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения вы обратились в этот орган и не будете им трудоустроены.

Источник: http://www.9111.ru/questions/14355807/

Служба правового консалтинга

ДРУГИЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ УСЛУГИ ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА ГАРАНТ

Гражданское право

В ООО единственный учредитель, юридический адрес и иные реквизиты остаются прежними. Необходимо ли ООО проходить процедуру «перерегистрации», в течение какого срока она должна быть проведена?

Трудовое право

Какие последствия для работника и работодателя несет отказ сотрудника на обработку его персональных данных? В каких случаях требуется получать согласие работника в связи с обработкой его персональных данных?

Бухучет и отчетность

ООО производит своим работникам разовые выплаты, которые не указаны в коллективном договоре (премии к юбилеям, материальная помощь и т.п.) и выплачиваются за счет чистой прибыли, в себестоимость не включаются. Во избежание претензий со стороны проверяющих в 2009 году принято решение учитывать суммы выплат при исчислении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Начисление взносов производится по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы». Учитываются ли данные взносы при расчете налога на прибыль, а также на каком счете их необходимо учитывать в 2009 и 2010 годах?

Ответы на эти и многие другие вопросы смотрите на сайте компании «Гарант» по адресу: www.garant.ru/consult/

Вести Гаранта. Специальное издание для пользователей системы ГАРАНТ.
Учредитель — ООО НПП «Гарант-Сервис». Главный редактор — Пивоваров Ю.С.
Адрес редакции: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, д.1, стр.77, Центр информационных технологий МГУ.
Зарегистрировано Росохранкультуры 13.03.2006, рег. N ФС77-23665.
© ООО НПП «Гарант-Сервис», 2010. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/editions/vesti/231705/05/

Оптимизация кадров: 13 шагов при увольнении по сокращению численности или штата

Сокращение численности или штата работников компании – одно из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Перед тем, как приступать к самой процедуре, следует уточнить, будет это сокращение численности или все-таки штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). В трудовом законодательстве официального разъяснения этих понятий нет. По нашему мнению, основная разница заключается в следующем. При сокращении численности уменьшается количество штатных единиц по конкретной должности, хотя сама должность не упраздняется. А вот при сокращении штата из штатного расписания полностью исключается определенная должность.

Алгоритм увольнения работника как при сокращении численности, так и при сокращении штата работников, общий – разберем его пошагово.

Шаг 1. Издать приказ о сокращении численности или штата

Приняв решение о сокращении численности или штата, руководитель организации должен оформить соответствующий приказ. Специальной формы приказа законом не предусмотрено. Главное, отразить в нем причину и дату предстоящего сокращения, а также отметить сокращаемые должности. Этим же либо отдельным приказом следует утвердить новое штатное расписание.

БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ

Приказ о сокращении численности или штата

Уведомление работника о сокращении штата организации и наличии вакантных должностей

Акт об отказе от подписания документа

Уведомление службы занятости о сокращении численности (штата) работников

Уведомление профсоюза о сокращении численности (штата) работников

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-8)

Заявление о выдаче справки о сумме заработной платы за два года

Справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Образец заполнения справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-61)

Шаг 2. Учесть преимущественное право на оставление на работе

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников предоставляется тем сотрудникам, чьи показатели производительности труда и квалификации выше, чем у остальных (ст. 179 ТК РФ).

При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

  • семейным работникам – при наличии у них двух или более иждивенцев;
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Иные категории работников, которые имеют преимущество при оставлении на работе, можно установить в коллективном договоре (ч. 3 ст. 179 ТК РФ).

Кроме того, не могут быть уволены по сокращению штата беременные сотрудницы, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет/ребенка-инвалида до 18 лет (ст. 261 ТК РФ).

Шаг 3. Уведомить работника о сокращении

О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работника нужно предупредить персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Из этого правила есть несколько исключений – так, сотрудника, заключившего трудовой договор на срок до двух месяцев, об увольнении нужно предупредить не менее чем за три календарных дня, а занятого на сезонных работах, – не менее чем за семь календарных дней (ч. 2 ст. 292, ч. 2 ст. 296 ТК РФ). Также трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении – с письменного согласия сотрудника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

Читайте так же:  Помогите взять кредит плохой истории

Если работник отказывается ставить отметку о получении уведомления, необходимо составить соответствующий акт в присутствии не менее чем двух свидетелей – этот документ станет подтверждением факта уведомления работника об увольнении.

Шаг 4. Предложить работнику вакантные должности

Попадающему под сокращение работнику необходимо предложить имеющиеся у работодателя вакантные должности, на которые он может быть переведен (ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Перечислить их можно как в уведомлении о сокращении, так и в отдельном документе.

Уведомлять сотрудника о вакансиях нужно неоднократно – отдел кадров обязан предлагать каждую подходящую вакантную должность, которая появляется в компании вплоть до последнего дня работы.

При этом вакансия не обязательно должна предусматривать работу, соответствующую квалификации работника, – допускается предлагать и вакантную нижестоящую должность либо нижеоплачиваемую работу (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Более того, работодатель вправе предложить увольняемому сотруднику временно занять должность работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком (абз 3 п. 3 письма Роструда от 29 июля 2009 г. № 2263-6-1).

Если он соглашается на одну из предложенных вакансий, его переводят на другую должность (ст. 72.1, ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Увольнение в этом случае не производится.

Шаг 5. Уведомить о предстоящем сокращении профсоюз и службу занятости

В письменной форме не позднее чем за два месяца до увольнения работодатель должен сообщить о сокращении численности или штата сотрудников профсоюз, а также службу занятости (ст. 82 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Если же решение о сокращении может привести к массовому увольнению, сделать это нужно не позднее чем за три месяца.

В уведомлении, направляемом в профсоюз, указываются Ф. И. О. подпадающих под сокращение работников, а также наименования их профессий, должностей или специальностей.

В обращении в службу занятости следует указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к каждому из сокращаемых работников и условия оплаты их труда.

К каждому уведомлению следует приложить:

  • копию приказа о сокращении численности (штата) работников организации;
  • проект приказа об увольнении работников организации;
  • проект штатного расписания организации.

Шаг 6. Издать приказ об увольнении (форма № Т-8 или Т-8а)

Если работник не согласился ни на одну из предложенных вакансий, в последний день его работы отдел кадров оформляет приказ о прекращении трудового договора (форма № Т-8 или Т-8а). Формулировка причины увольнения может быть следующая: «Сокращение численности (штата) работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ».

С этим приказом работника нужно ознакомить под роспись в день увольнения (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Шаг 7. Оформить справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению

К последнему дню работы сотрудника бухгалтерия должна оформить справку о сумме его заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению. Соответствующая форма утверждена приказом Минтруда РФ от 30 апреля 2013 года №182н.

Шаг 8. Оформить документ, содержащий сведения, которые были направлены в ПФР за период работы сотрудника

В последний день работы бухгалтерия также обязана выдать сотруднику документ, который содержит сведения, направленные в ПФР за период работы сотрудника (п. 2-2.3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Специальных форм для передачи таких сведений работнику не предусмотрено, поэтому ориентироваться следует на формы, утвержденные ПФР для представления соответствующих сведений ведомству. Например, форма СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. № 83п), раздел 6 формы РСВ-1 ПФР (приложение № 1 к постановлению Правления ПФР от 16 января 2014 г. № 2п) и др.

Шаг 9. Внести запись в личную карточку (форма № Т-2)

Перед увольнением работника соответствующая запись вносится отделом кадров в его личную карточку (форма № Т-2).

В «Основании прекращения трудового договора (увольнения)» нужно прописать причину увольнения: «Сокращение численности (штата) работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ».

В строке «Дата увольнения» – указать последний день работы.

Затем следует внести реквизиты приказа о прекращении трудового договора – его дату и номер.

После этого работник и сотрудник отдела кадров заверяют информацию об увольнении своими подписями.

Шаг 10. Оформить записку-расчет о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма № Т-61)

В последний день работы отдел кадров совместно с бухгалтерией заполняют записку-расчет о прекращении трудового договора с сотрудником (форма № Т-61). На лицевой стороне сотрудник отдела кадров указывает общие сведения о работнике, а также информацию об увольнении и факте расторжения трудового договора. А на оборотной стороне бухгалтер рассчитывает сумму положенной работнику выплаты.

Знакомить сотрудника с запиской-расчетом работодатель не обязан.

Шаг 11. Произвести с работником расчет

В последний день работы бухгалтер должен выдать сотруднику заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, если она ему полагается, и произвести иные выплаты (ч. 4 ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ). Работнику также должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. А если сотрудник увольняется из организации, расположенной в одном из районов Крайнего Севера, – не свыше трех месяцев (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

Если трудовой договор расторгается по соглашению с работником до истечения срока предупреждения об увольнении, ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения указанного срока (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

В том случае, когда сотрудник в день увольнения не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены ему не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

Шаг 12. Сделать запись в трудовую книжку и выдать ее

Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или соответствующего закона (ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ). Выглядеть она должна так:

  • порядковый номер записи;
  • дата увольнения;
  • причина увольнения со ссылкой на соответствующий пункт, часть и статью ТК РФ: «Трудовой договор расторгнут в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • наименование документа, на основании которого вносится запись (например, приказ о прекращении трудового договора), его дата и номер.

Эта запись должна быть заверена подписи сотрудника отдела кадров и увольняемого работника, а также печатью организации (п. 35 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках»).

Трудовая книжка также выдается сотруднику в последний день его работы (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

Шаг 13. Подготовить и выдать работнику по его просьбе заверенные копии других документов, связанных с работой

По письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).Например, копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате – справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и справку о среднем заработке за последние три месяца, которая необходима для получения статуса безработного и др. (ст. 62 ТК РФ).

Читайте так же:  Сколько в россии не платят кредиты

Екатерина Добрикова,
редактор-эксперт портала ГАРАНТ.РУ

Последняя актуализация: 15 марта 2017 г.

Документы по теме:

Читайте также:

Без собственного желания
В связи с ухудшением экономической ситуации многие россияне начинают опасаться потери работы. Как избежать этого или уменьшить негативные последствия?

Планируется ввести чек-листы при проверках предпринимателей
Сначала они будут апробированы при проведении отдельных контрольных мероприятий.

Прогул или не прогул – вот в чем вопрос
Судебная практика подтверждает, что работодатели не всегда правы, когда относят те или иные обстоятельства отсутствия сотрудников на работе к причинам для увольнения за прогул.

Источник: http://www.garant.ru/actual/sokrashhenie/

Сокращение штата медицинских работников

Видео (кликните для воспроизведения).

Правовое регулирование трудовой деятельности с участием медицинских работников занимает особое место в сфере трудового права. Следует согласиться с Т.И. Белоколодовой, которая указывает, что «медицинская деятельность, посредством которой только и оказывается медицинская помощь, должна быть направлена на сохранение здоровья и жизни человека, и в этом смысле ее необходимо рассматривать в качестве осуществляемого в публичных интересах, особого вида профессиональной деятельности, непосредственно связанной с реализацией конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь» [1, 2017, с. 3]. В этой связи политика государства должна быть направлена на установление правового режима, при котором медицинская помощь оказывается на высоком уровне, что не может быть не связано с регулированием труда медицинских работников, направленным на создание условий для достойного труда.

По этой причине Президентом РФ в 2012 году были приняты так называемые «майские указы» [2], которые должны были значительным образом улучшить социально-экономическое положение в Российской Федерации и, прежде всего, области здравоохранения, в частности увеличить заработную плату медицинских работников. Однако промежуточные результаты, оцененные Счетной палатой в опубликованном отчете, демонстрируют обратный результат. В частности, в нем указано: «несмотря на то, что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся ухудшением качества образования, ростом на 3,7 % числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6 % внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения» [3].

Фактически улучшение условий труда медицинских работников, увеличение заработной платы было достигнуто посредством сокращения штата медицинских работников, которое приобрело массовый характер, что противоречит идее повышения уровня социальной защищенности работников в сфере здравоохранения, целям и задачам трудового законодательства. По этой причине в «майских указах» Президента РФ в 2018г. было исключено требование о повышении заработной платы в определенном размере [4]. Однако проблема сокращения штата медицинских работников продолжает оставаться одной из актуальных в сфере медицины. В частности, при увольнении медицинских работников организаций здравоохранения по такому основанию как сокращение численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) [5] принцип равенства прав и возможностей работников не всегда соблюдается, работодателями неверно толкуются нормы действующего законодательства, не применяются установленные законом дополнительные гарантии прав работников. По этой причине рассмотрение отдельных правовых аспектов сокращения медицинских работников особенно актуально.

Целью настоящей работы в этой связи является анализ действующего законодательства и практики его применения, выявление коллизий и пробелов в области правового регулирования сокращения численности или штата медицинских работников с целью их устранения.

Для достижения указанной цели был применен общенаучный диалектический метод познания объективной действительности. Обоснованность положений и выводов достигнута за счет комплексного применения частнонаучных методов: логико-юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, анализа и синтеза.

Принятие решения о сокращении численности или штата работников медицинской организации относится, как правило, к компетенции главного врача, либо происходит по согласованию главного врача организации с установленными законом или уставом организации, субъектами. Практика применения трудового законодательства при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации складывается таким образом, что работодателям, в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, предоставлено право самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) [6]. В этой связи возникает вопрос: насколько это положение применимо к отношениям с участием медицинских работников, с одной стороны, и медицинских организаций, с другой? Полагаем, что в этом аспекте должны быть установлены специальные нормы правового регулирования. Принятие решения о сокращении численности или штата медицинских работников должно основываться на требованиях законодательства, а не исходить исключительно исходя из усмотрения руководителя организации.

Прежде всего, законодателем могут быть установлены требования к минимальному количеству медицинских работников. Так, например, Приложением 2 к Приказу Минздрава России «О скорой психиатрической помощи» [11] установлены штатные нормативы медицинского персонала бригад скорой психиатрической помощи. В соответствии с п. 1.1 должности врачей-психиатров устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 300 тысяч населения в городах с численностью населения свыше 100 тысяч жителей, но не менее одного круглосуточного поста на город. В соответствии с п. 2. должности фельдшеров устанавливаются соответственно должностям врачей-психиатров, предусмотренным п. 1.1. Согласно п. 3 должности санитара (санитарки) устанавливаются соответственно должностям врача или фельдшера на каждую врачебную или фельдшерскую бригаду. Следовательно, при сокращении медицинского персонала должны быть учтены указанные нормативы и работодатель не вправе уменьшать количество работников ниже предусмотренных штатных нормативов.

Что же касается трудовой функции уборщика, то в Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» [23] закреплены два вида наименований должностей: уборщик производственных помещений, уборщик служебных помещений. В целом, их трудовые функции идентичны и предполагают влажную и сухую уборку помещений.

В заключении следует отметить, что действующее законодательство в сфере регулирования увольнения работников медицинской организации по рассмотренному основанию, нуждается в существенном реформировании. Так, полагаем необходимым внести изменения в пп. 7 п. 2 ст. 14 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части установления обязательных требований к структуре, штатному расписанию и штатной численности работников медицинской организации. Из этого положения вытекает право руководителя медицинской организации на сокращение медицинских работников только в тех случаях, когда это не влечет за собой изменение структуры медицинской организации. Это требование вытекает не только из штатных нормативов оказания медицинской помощи, но и основано на конституционном праве каждого на доступную медицинскую помощь надлежащего качества.

Источник: http://www.vaael.ru/ru/article/view?id=58

Минздрав сократит управленцев в больницах и поликлиниках

Управленцев в государственных и муниципальных медицинских учреждениях ожидает сокращение. Это предложила глава Минздрава Вероника Скворцова в докладе правительству о выполнении поручений президента Российской Федерации (документ есть у «Известий»).

По утвержденной правительством в преддверии Нового года госпрограмме «Развитие здравоохранения» (2013–2020 годы) на кадровое обеспечение здравоохранения за восемь лет предполагается выделить 248,6 млрд рублей из бюджета. Для медработников с высшим образованием к 2018 году планируется увеличить зарплату до 200% от средней в регионе, для среднего и младшего медперсонала — до 100%. По данным Росстата за первую половину 2012 года, среднемесячная зарплата медработников-бюджетников составила чуть более 19 тыс. рублей (75% от средней заработной платы в РФ).

Читайте так же:  Дисциплинарная ответственность налогоплательщиков

Но при этом в программе говорится о необходимости оптимизировать численность административно-управленческого персонала. В докладе правительству Вероника Скворцова освещает этот вопрос подробнее. Чтобы обеспечить повышение средней зарплаты врачей, министр предлагает, помимо выделения денег из федерального бюджета, высвободить средства за счет перераспределения ресурсов внутри организаций. Речь идет об оптимизации неэффективных структур, сокращении избыточного административно-управленческого персонала, передаче непрофильных функций от медучреждений сторонним организациям.

По мнению председателя правления ассоциации «Здоровые регионы» Алексея Шабашова, министерство запланировало сокращать не то управленческое звено. Шабашов утверждает, что наблюдается избыток не административного ресурса в конкретных медицинских учреждениях, а чиновников, курирующих здравоохранение как на федеральном, так и на муниципальном уровне.

— Система излишне бюрократизирована. Новые госпрограммы порождают новых чиновников, которые за них отвечают и отчитываются об их реализации, — говорит эксперт. Шабашов сомневается, что на заработные платы врачам и медсестрам высвободится больше средств, а качество услуг улучшится, если у главврача останется один заместитель вместо двух, а должность завхоза упразднят.

Доцент кафедры управления и экономики здравоохранения факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Сергей Боярский в беседе с «Известиями» подчеркнул противоречивость планов Минздрава.

C одной стороны, министерство хочет сократить число администраторов, а с другой — предполагает, что непрофильные функции медучреждений будут отданы аутсорсинговым компаниям. Но за качеством работы этих фирм в существующих условиях необходимо строго следить.

— На аутсорсинг могут отдать питание, стирку, уборку, содержание автопарка. Существующее обслуживание не идеально, но из тех, кто сейчас поставляет такие услуги на рынке, никто не работал в медицине. А в ряде регионов просто нет компаний, которые могли бы предоставить тот сервис, который нужен в больницах. Значит, первое время администрации медучреждений придется полностью контролировать работу аутсорсинговых фирм, — отметил Боярский.

Он не исключает, что управленческому персоналу в системе здравоохранения скорее требуется повышение квалификации, чтобы соответствовать современным требованиям.

Источник: http://iz.ru/news/542601

Скорая помощь стала лидером по сокращению врачей

В 55 российских регионах в 2018 году уменьшилось число врачей, хотя в целом по стране их число выросло на 0,07%, приводил недавно данные Минздрав. РБК изучил статистику министерства и выяснил, как изменилось количество врачей различных специальностей за прошедший год и последние восемь лет.

Каких врачей стало меньше и почему

Больше всего в России за прошлый год сократилось число врачей скорой помощи — их стало меньше на 534 человека. Число фельдшеров скорой помощи одновременно выросло на 370 человек. Среди лидеров по сокращению врачей скорой — более чем на 20% за год — Тульская область и Чечня. Так, если на конец 2017 года в Тульской области на скорой работали 63 врача, на конец 2018-го их осталось 48, количество фельдшеров скорой сократилось на 69 человек, до 818.

За восемь лет с 2011 года (самые ранние доступные данные Минздрава) число врачей скорой помощи в России снизилось с 16 025 до 11 078 на конец 2018-го. В некоторых регионах сокращение было более чем двукратным — это Карачаево-Черкесия, Челябинская, Рязанская, Томская, Тюменская, Саратовская и Ивановская области. К примеру, в Тюменской области в 2011 году на скорой работали 413 врачей, а в 2018 году — 78.

В пресс-службе Минздрава сокращение числа врачей на скорой объяснили их перераспределением в организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях. «Кроме того, число вызовов скорой медицинской помощи сократилось на 9,4% в период с 2011 (330,4 вызова на 1 тыс. населения) до 2018 год (299,5 вызова на 1 тыс. населения)», — говорится в ответе Минздрава РБК. В министерстве уточнили, что «с целью сокращения времени доставки пациентов в стационар» было увеличено число фельдшерских бригад скорой.

После выхода публикации в пресс-службе Минздрава Тульской области заявили, что фактическое число медработников службы скорой медицинской помощи в регионе растет, а статистика по специальности «врач скорой медицинской помощи» не охватывает специализированные бригады, которые формируются из врачей разных специальностей, в них также входят анестезиологи-реаниматологи, психиатры и др. «В 2017 году в службе работали 65 врачей и 1012 фельдшеров и медицинских сестер. В 2018-м — 69 врачей и 1038 фельдшеров и медицинских сестер. По итогам 9 месяцев 2019 года на скорой работают 71 врач и 1099 фельдшеров и медицинских сестер», — приводит свои данные региональное министерство.

В пресс-службе департамента здравоохранения Тюменской области отметили, что данные за 2011 год давались с учетом автономных округов, за последний год число врачей скорой помощи в регионе увеличилось.

Статистики по количеству фельдшеров за 2011 год нет. За прошедший год число фельдшеров скорой увеличилось на 0,5%, до 71 433 специалистов. Самый большой рост за год — в Ульяновской области (в два раза, до 760 человек) и в Еврейской автономной области (в восемь раз, до 94 человек).

Сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал отмечает, что в России повсеместно существует проблема укомплектованности бригад скорой помощи. «Сейчас существует две категории бригад: общепрофильные и специализированные бригады, где должны быть врач-реаниматолог, анестезист, санитары психиатрической бригады и другие профильные врачи. Массово сейчас страдают именно специализированные бригады, где-то их нет вообще, где-то они не заполнены врачами. Ситуация складывается таким образом, что врачи с большим стажем просто уходят на пенсию, а новых не появляется», — сказал РБК Коновал.

В российских больницах и поликлиниках за год стало на 519 меньше хирургов, на 483 — акушеров-гинекологов и на 365 — стоматологов-терапевтов. Сокращения хирургов прошли в 66 регионах, гинекологов — в 67 регионах. Так, в Ингушетии на начало 2017 года в государственных больницах и поликлиниках работали 213 гинекологов, а к началу 2019 года — 166. В Самарской области — число врачей этой специальности уменьшилось на 36, в Башкирии — на 30. Самое значительное (более чем на 10%) сокращение числа хирургов фиксируется в Республике Алтай, Северной Осетии, Псковской и Костромской областях. Москва лидирует по сокращению числа стоматологов-ортопедов — за прошлый год их стало меньше на 7%.

РБК проанализировал данные статистических сборников, составленных Минздравом в разные годы. Сравнивались данные о числе работников каждой специальности в 2018, 2017 и 2011 годах. Средние зарплаты персонала крупнейших медучреждений отдельных регионов публикуются на портале bus.gov.ru. 2011 год — это самый ранний период, с которого доступна статистика Минздрава по обеспечению врачами разных специальностей.

В каких регионах сократилось число врачей

По данным Минздрава, регион, где в 2018 году произошло самое большое сокращение врачебного персонала, — Чукотка. Врачей многих популярных специальностей в регионе нет: там не работает ни одного гастроэнтеролога, психотерапевта, аллерголога, нефролога, ревматолога, а также нет ни одного судебно-психиатрического эксперта и ортодонта. В 2018 году уволились единственные бактериолог и врач лечебно-физической культуры (ЛФК), а также шесть из 38 терапевтов, два из 26 гинекологов и два стоматолога. При этом на Чукотке на каждые 10 тыс. жителей приходится 65,5 врача — это почти в два раза больше среднего по России.

Читайте так же:  На какое имущество не накладывается арест приставами

Число ставок в Чукотской окружной больнице в 2018 году выросло почти на треть — с 1,3 тыс. до 1,7 тыс., свидетельствует бухгалтерская отчетность учреждения. Средняя зарплата в больнице — 93,7 тыс. руб., но это меньше средней зарплаты по региону (по данным Росстата, на конец 2018-го она составляла 98,9 тыс. руб.). В медицинских учреждениях округа в среднем зарплаты за год выросли примерно на 22 тыс. руб., ранее рассчитывал РБК.

В Республике Алтай, занявшей второе место по уровню сокращений, за год врачей стало меньше на 4,4%. Зарплаты в крупнейших медицинских учреждениях Алтая значительно ниже средних по региону, свидетельствует их бухгалтерская отчетность. Так, в штате Онгудайской районной больницы 375 человек, средняя зарплата в 2018 году там составила 26,6 тыс. руб. В Усть-Коксинской районной больнице на конец 2018 года было 367 штатных единиц, средняя зарплата там составляла 18,2 тыс. руб. Средняя зарплата в республике в 2018 году составляла 31 тыс. руб., свидетельствуют данные Росстата.

Как пояснил РБК и.о. министра здравоохранения Республики Алтай Андрей Макин, «изменения в численности медицинских работников связаны с их оттоком в районы Крайнего Севера (Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский округ, Сахалинская область), Московскую область, Санкт-Петербург в связи с высоким уровнем заработной платы, выплатой «подъемных», предоставлением служебного жилья в вышеуказанных регионах». «Средний уровень зарплаты, к примеру, в районах Крайнего Севера — 150–200 тыс. руб. В связи с высокой дотационностью республиканского бюджета Алтай не может конкурировать с регионами Крайнего Севера, Москвой, Санкт-Петербургом по уровню заработной платы, размерам социальных выплат медицинским работникам», — добавил он.

Почему стало меньше медсестер и регистраторов

Статистика Минздрава показывает, что в России в 2018 году сократилось число медсестер — на 11,7 тыс. человек (на 1,3%) — и сотрудников регистратуры — на 23,7 тыс. человек. Последних стало меньше почти во всех регионах России, кроме Камчатки, Липецкой, Смоленской, Рязанской областей и Бурятии. Треть сокращенных медсестер работали в медучреждениях Поволжья — 4 тыс. человек.

«Внедрение информационных технологий позволяет модернизировать работу регистраторов. Данная категория должностей в 2018 году отнесена к разным группам должностей — среднего медицинского персонала и прочих должностей», — пояснили в пресс-службе Минздрава. С чем связано сокращение медсестер, в министерстве не пояснили.

Согласно утвержденным целевым показателям госпрограммы «Развитие здравоохранения», соотношение высшего и среднего медицинского персонала к 2020 году должно было достигнуть 1:3, к 2019 году — 1:2,9. Сейчас соотношение 1:2,9 не соблюдается в 73 регионах. К примеру, в Курганской и Еврейской автономной областях перекос в сторону среднего медицинского персонала, но в большинстве регионов официальная статистика фиксирует нехватку среднего медперсонала. Наиболее остро она ощущается в Москве и Петербурге, где на двух врачей приходится три средних медицинских сотрудника.

Сопредседатель Гильдии защиты медицинских работников Асад Юсуфов считает, что резкое сокращение медсестер произошло скорее «на бумаге», чем фактически. «Сокращение количества медсестер обусловлено их переводом на более низкооплачиваемую должность, к примеру, часто практикуется перевод на должность уборщицы с сохранением ее обязанностей. Но в статистике это отображается как количественное сокращение персонала», — считает Юсуфов.

Что изменилось за восемь лет

Всего за последние восемь лет общее число врачей в России уменьшилось на 6%. Сильнее всего сокращения коснулись врачей самых массовых специальностей: терапевтов (17%), педиатров (11%), акушеров-гинекологов (7%), хирургов (19%), стоматологов-терапевтов (16%) и врачей клинической лабораторной диагностики (11%). Из десяти самых массовых врачебных специальностей выросло число специалистов, работающих в государственной системе, только по трем специальностям: врачей УЗИ стало больше на 25%, рентгенологов — на 10%, анестезиологов — на 9%.

Уменьшение числа гинекологов и стоматологов в Минздраве объяснили развитием частно-государственного партнерства.

Самые значительные сокращения врачебного персонала — в Москве и Томской области (на 24% в каждом регионе), в Забайкалье (на 20%), в Ярославской области (18%) и в Ивановской области (17%).

В департаменте здравоохранения Томской области объяснили значительное снижение числа врачей за восемь лет тем, что в статистике перестали учитываться сотрудники Роспотребнадзора, Росздравнадзора, образовательных организаций и Федерального медико-биологического агентства. В ведомстве отметили, что с учетом изменения метода подсчетов число врачей в регионе за восемь лет выросло более чем на 10%.

«Недостаток врачей имеется по следующим должностям: участковый терапевт, онколог, оториноларинголог, психиатр, психиатр-нарколог, фтизиатр, хирург, врач-статистик, патологоанатом, судмедэксперт, анестезиолог-реаниматолог», — сообщил РБК начальник департамента здравоохранения Томской области Александр Холопов.

РБК направил запросы в департаменты здравоохранения регионов, лидирующих по сокращению числа врачей как за последний год, так и за восемь лет.

Источник: http://www.rbc.ru/society/08/11/2019/5dc2842f9a79472a93e695b1

Сокращение штата медицинских работников

В 55 российских регионах в 2018 году уменьшилось число врачей, хотя в целом по стране их число выросло на 0,07%, приводил недавно данные Минздрав. РБК изучил статистику министерства и выяснил, как изменилось количество врачей различных специальностей за прошедший год и последние восемь лет.

Каких врачей стало меньше и почему

Больше всего в России за прошлый год сократилось число врачей скорой помощи — их стало меньше на 534 человека. Число фельдшеров скорой помощи одновременно выросло на 370 человек. Среди лидеров по сокращению врачей скорой — более чем на 20% за год — Тульская область и Чечня. Так, если на конец 2017 года в Тульской области на скорой работали 63 врача, на конец 2018-го их осталось 48, количество фельдшеров скорой сократилось на 69 человек, до 818.

За восемь лет с 2011 года (самые ранние доступные данные Минздрава) число врачей скорой помощи в России снизилось с 16 025 до 11 078 на конец 2018-го. В некоторых регионах сокращение было более чем двукратным — это Карачаево-Черкесия, Челябинская, Рязанская, Томская, Тюменская, Саратовская и Ивановская области. К примеру, в Тюменской области в 2011 году на скорой работали 413 врачей, а в 2018 году — 78.

В пресс-службе Минздрава сокращение числа врачей на скорой объяснили их перераспределением в организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях. «Кроме того, число вызовов скорой медицинской помощи сократилось на 9,4% в период с 2011 (330,4 вызова на 1 тыс. населения) до 2018 год (299,5 вызова на 1 тыс. населения)», — говорится в ответе Минздрава РБК. В министерстве уточнили, что «с целью сокращения времени доставки пациентов в стационар» было увеличено число фельдшерских бригад скорой.

После выхода публикации в пресс-службе Минздрава Тульской области заявили, что фактическое число медработников службы скорой медицинской помощи в регионе растет, а статистика по специальности «врач скорой медицинской помощи» не охватывает специализированные бригады, которые формируются из врачей разных специальностей, в них также входят анестезиологи-реаниматологи, психиатры и др. «В 2017 году в службе работали 65 врачей и 1012 фельдшеров и медицинских сестер. В 2018-м — 69 врачей и 1038 фельдшеров и медицинских сестер. По итогам 9 месяцев 2019 года на скорой работают 71 врач и 1099 фельдшеров и медицинских сестер», — приводит свои данные региональное министерство.

В пресс-службе департамента здравоохранения Тюменской области отметили, что данные за 2011 год давались с учетом автономных округов, за последний год число врачей скорой помощи в регионе увеличилось.

Статистики по количеству фельдшеров за 2011 год нет. За прошедший год число фельдшеров скорой увеличилось на 0,5%, до 71 433 специалистов. Самый большой рост за год — в Ульяновской области (в два раза, до 760 человек) и в Еврейской автономной области (в восемь раз, до 94 человек).

Читайте так же:  Собственный капитал и кредиторская задолженность

Сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал отмечает, что в России повсеместно существует проблема укомплектованности бригад скорой помощи. «Сейчас существует две категории бригад: общепрофильные и специализированные бригады, где должны быть врач-реаниматолог, анестезист, санитары психиатрической бригады и другие профильные врачи. Массово сейчас страдают именно специализированные бригады, где-то их нет вообще, где-то они не заполнены врачами. Ситуация складывается таким образом, что врачи с большим стажем просто уходят на пенсию, а новых не появляется», — сказал РБК Коновал.

В российских больницах и поликлиниках за год стало на 519 меньше хирургов, на 483 — акушеров-гинекологов и на 365 — стоматологов-терапевтов. Сокращения хирургов прошли в 66 регионах, гинекологов — в 67 регионах. Так, в Ингушетии на начало 2017 года в государственных больницах и поликлиниках работали 213 гинекологов, а к началу 2019 года — 166. В Самарской области — число врачей этой специальности уменьшилось на 36, в Башкирии — на 30. Самое значительное (более чем на 10%) сокращение числа хирургов фиксируется в Республике Алтай, Северной Осетии, Псковской и Костромской областях. Москва лидирует по сокращению числа стоматологов-ортопедов — за прошлый год их стало меньше на 7%.

РБК проанализировал данные статистических сборников, составленных Минздравом в разные годы. Сравнивались данные о числе работников каждой специальности в 2018, 2017 и 2011 годах. Средние зарплаты персонала крупнейших медучреждений отдельных регионов публикуются на портале bus.gov.ru. 2011 год — это самый ранний период, с которого доступна статистика Минздрава по обеспечению врачами разных специальностей.

В каких регионах сократилось число врачей

По данным Минздрава, регион, где в 2018 году произошло самое большое сокращение врачебного персонала, — Чукотка. Врачей многих популярных специальностей в регионе нет: там не работает ни одного гастроэнтеролога, психотерапевта, аллерголога, нефролога, ревматолога, а также нет ни одного судебно-психиатрического эксперта и ортодонта. В 2018 году уволились единственные бактериолог и врач лечебно-физической культуры (ЛФК), а также шесть из 38 терапевтов, два из 26 гинекологов и два стоматолога. При этом на Чукотке на каждые 10 тыс. жителей приходится 65,5 врача — это почти в два раза больше среднего по России.

Число ставок в Чукотской окружной больнице в 2018 году выросло почти на треть — с 1,3 тыс. до 1,7 тыс., свидетельствует бухгалтерская отчетность учреждения. Средняя зарплата в больнице — 93,7 тыс. руб., но это меньше средней зарплаты по региону (по данным Росстата, на конец 2018-го она составляла 98,9 тыс. руб.). В медицинских учреждениях округа в среднем зарплаты за год выросли примерно на 22 тыс. руб., ранее рассчитывал РБК.

В Республике Алтай, занявшей второе место по уровню сокращений, за год врачей стало меньше на 4,4%. Зарплаты в крупнейших медицинских учреждениях Алтая значительно ниже средних по региону, свидетельствует их бухгалтерская отчетность. Так, в штате Онгудайской районной больницы 375 человек, средняя зарплата в 2018 году там составила 26,6 тыс. руб. В Усть-Коксинской районной больнице на конец 2018 года было 367 штатных единиц, средняя зарплата там составляла 18,2 тыс. руб. Средняя зарплата в республике в 2018 году составляла 31 тыс. руб., свидетельствуют данные Росстата.

Как пояснил РБК и.о. министра здравоохранения Республики Алтай Андрей Макин, «изменения в численности медицинских работников связаны с их оттоком в районы Крайнего Севера (Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский округ, Сахалинская область), Московскую область, Санкт-Петербург в связи с высоким уровнем заработной платы, выплатой «подъемных», предоставлением служебного жилья в вышеуказанных регионах». «Средний уровень зарплаты, к примеру, в районах Крайнего Севера — 150–200 тыс. руб. В связи с высокой дотационностью республиканского бюджета Алтай не может конкурировать с регионами Крайнего Севера, Москвой, Санкт-Петербургом по уровню заработной платы, размерам социальных выплат медицинским работникам», — добавил он.

Почему стало меньше медсестер и регистраторов

Статистика Минздрава показывает, что в России в 2018 году сократилось число медсестер — на 11,7 тыс. человек (на 1,3%) — и сотрудников регистратуры — на 23,7 тыс. человек. Последних стало меньше почти во всех регионах России, кроме Камчатки, Липецкой, Смоленской, Рязанской областей и Бурятии. Треть сокращенных медсестер работали в медучреждениях Поволжья — 4 тыс. человек.

«Внедрение информационных технологий позволяет модернизировать работу регистраторов. Данная категория должностей в 2018 году отнесена к разным группам должностей — среднего медицинского персонала и прочих должностей», — пояснили в пресс-службе Минздрава. С чем связано сокращение медсестер, в министерстве не пояснили.

Согласно утвержденным целевым показателям госпрограммы «Развитие здравоохранения», соотношение высшего и среднего медицинского персонала к 2020 году должно было достигнуть 1:3, к 2019 году — 1:2,9. Сейчас соотношение 1:2,9 не соблюдается в 73 регионах. К примеру, в Курганской и Еврейской автономной областях перекос в сторону среднего медицинского персонала, но в большинстве регионов официальная статистика фиксирует нехватку среднего медперсонала. Наиболее остро она ощущается в Москве и Петербурге, где на двух врачей приходится три средних медицинских сотрудника.

Сопредседатель Гильдии защиты медицинских работников Асад Юсуфов считает, что резкое сокращение медсестер произошло скорее «на бумаге», чем фактически. «Сокращение количества медсестер обусловлено их переводом на более низкооплачиваемую должность, к примеру, часто практикуется перевод на должность уборщицы с сохранением ее обязанностей. Но в статистике это отображается как количественное сокращение персонала», — считает Юсуфов.

Что изменилось за восемь лет

Всего за последние восемь лет общее число врачей в России уменьшилось на 6%. Сильнее всего сокращения коснулись врачей самых массовых специальностей: терапевтов (17%), педиатров (11%), акушеров-гинекологов (7%), хирургов (19%), стоматологов-терапевтов (16%) и врачей клинической лабораторной диагностики (11%). Из десяти самых массовых врачебных специальностей выросло число специалистов, работающих в государственной системе, только по трем специальностям: врачей УЗИ стало больше на 25%, рентгенологов — на 10%, анестезиологов — на 9%.

Уменьшение числа гинекологов и стоматологов в Минздраве объяснили развитием частно-государственного партнерства.

Самые значительные сокращения врачебного персонала — в Москве и Томской области (на 24% в каждом регионе), в Забайкалье (на 20%), в Ярославской области (18%) и в Ивановской области (17%).

В департаменте здравоохранения Томской области объяснили значительное снижение числа врачей за восемь лет тем, что в статистике перестали учитываться сотрудники Роспотребнадзора, Росздравнадзора, образовательных организаций и Федерального медико-биологического агентства. В ведомстве отметили, что с учетом изменения метода подсчетов число врачей в регионе за восемь лет выросло более чем на 10%.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Недостаток врачей имеется по следующим должностям: участковый терапевт, онколог, оториноларинголог, психиатр, психиатр-нарколог, фтизиатр, хирург, врач-статистик, патологоанатом, судмедэксперт, анестезиолог-реаниматолог», — сообщил РБК начальник департамента здравоохранения Томской области Александр Холопов.

РБК направил запросы в департаменты здравоохранения регионов, лидирующих по сокращению числа врачей как за последний год, так и за восемь лет.


Источник: http://www.rbc.ru/newspaper/2019/11/08/5dc2842f9a79472a93e695b1
Сокращение штата медицинских работников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here