Система смазки двигателя назначение устройство принцип работы

Самое полное описание темы: "Система смазки двигателя назначение устройство принцип работы" с комментариями специалистов. На все сопутствующие вопросы вам сможет ответить дежурный юрист.

Назначение, общее устройство и расположение системы смазки

Система смазки двигателя предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя в целях уменьшения трения и износа деталей, а также для отвода от них избыточного тепла и удаления продуктов износа.

Система смазки двигателя (см. рис. 51, 52) – принудительная, циркуляционная, с сухим картером. В систему смазки входит масляный бак с заправочным бачком, маслозакачивающий насос (МЗН-З), масляный насос двигателя, масляный фильтр, масляный радиатор, перепускной клапан и трубопроводы (окрашены в коричневый цвет).

Рис. 51. Схема системы смазки двигателя:

1- маслозаборный фильтр; 2 — воздухоотделитель; 3 — трубопровод подвода масла от маслозакачивающего насоса (МЗН-З) к двигателю; 4 — фильтрующая сетка; 5 — маслоизмерительиый стержень (щуп); 6 — короб эжектора; 7 — обратный (защитный) клапан; 8 — трубопровод отвода масла от насоса двигателя в радиатор; 9 — масляный радиатор; 10 — трубопровод отвода масла из радиатора в бак; 11 -указатель электрического термометра;12 — указатель электрического манометра; 13 — датчик давления масла; 14 — штуцер приемника электрического манометра; 15 — обратный клапан; 16 — двигатель; 17 — масляный насос двигателя; 18 — кожух обогрева трубопровода; 19 — трубопровод подвода масла от бака к насосу; 20 — клапан слива масла из бака; 21 — водозащитный рукав; 22 — перепускной клапан; 23 — маслозакачивающий насос; 24 — масляный бак.

Рис. 52. Система смазки двигателя.

1 — фильтр; 2,13,14 — пробки; 3 — щуп; 4, 28 — накидные гайки; 5 — сапун; 6 — перепускной клапан; 7 — заправочный бачок; 8 — масляный радиатор; 9 — центральный щиток; 10- подогреватель; 11 — центробежный масляный фильтр; 12 — двигатель; 15 — масляный насос двигателя; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — фильтрующий элемент фильтра грубой отчистки; 18 — обратный клапан; 19 — корпус фильтра; 20, 23, 26 -крышки; 21 — маслозаборная трубка; 22 — защитная сетка; 24 — ротор; 25 — гайка; 27 — маслозакачивающий насос МЗН-З; 29 — фильтр; 30 — масляный бак; 31, 34 — пружины; 32 — ключ сб20-30-67; 33 — шпилька ротора; 35 — клапан.

Масляный бак 30 расположен в силовом отделении, установлен на опорах на днище и крепится стяжной лентой к правому борту машины. Заправочная емкость бака 48 л. Масляный бак вмонтирован в котел подогревателя, при работе которого масло перед пуском двигателя в зимний период предварительно разогревается. На верхней части бака предусмотрена горловина, соединенная с заправочным бачком 7, а в днище-клапан 20 слива масла из бака. На крышке бачка 7 имеется штуцер, через который проходит указатель уровня масла (щуп 3).

На штуцере щуп крепится с помощью накидной гайки 4. В пробку 2 вмонтирован сапун 5. Обратный клапан, установленный на коробе эжектора, служит для сообщения с атмосферой и предохраняет систему смазки от попадания воды и пыли.

Маслозакачивающий насос МЗН-З. Маслозакачивающий насос 27 МЗН-З — шестеренчатый, с приводом от электродвигателя МН-1. МЗН-З предназначен для подачи масла в двигатель перед его пуском, крепится к масляному баку.

Включается насос кнопкой НАСОС на центральном щитке.

Масляный насос. Масляный насос двигателя — шестеренчатый, двух-секционный. Он предназначен для подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя и откачки масла из блок-картера через радиатор в масляный бак. Насос крепится внизу с правой стороны блок-картера двигателя.

Масляный насос имеет две секции — нагнетающую и откачивающую. В корпусе насоса смонтирован редукционный клапан для поддержания давления масла в главной магистрали двигателя в пределах (0,6-1,2) МПа (6- 12) кгс/см2 на эксплуатационных режимах.

Масляный фильтр. Центробежный масляный фильтр 17 предназначен для очистки масла от механических примесей. Он устанавливается в развале блоков двигателя и крепится болтами.

Масляный фильтр включает в себя ротор 24 и последовательно включенный с ротором фильтрующий элемент 17 грубой очистки.

Ротор центробежного фильтра состоит из корпуса и крышки 20, стянутых шпильками 33. Внутри ротора установлены две маслозаборные трубки 27. В центре корпуса и крышки 20 запрессованы бронзовые подшипники, через которые проходит полый стержень, являющийся осью вращения ротора. В стержне завальцована медная трубка, которая другим концом входит в полость обратного клапана. Под ротором установлены маслоотражательный щиток и обратный клапан 18, который предотвращает перетекание масла из центрального канала двигателя в фильтр при прокачке масла насосом МЗН перед пуском двигателя. Сверху ротор закрыт крышкой 23, под которую установлена прокладка.

Фильтрующий элемент 77 грубой очистки представляет собой полый сетчатый цилиндр, надетый на стержень. Сверху фильтрующий элемент прижат пружиной и закрыт крышкой 26, которая крепится к корпусу фильтра двумя шпильками и уплотняется четырьмя резиновыми кольцами.

Во время работы двигателя масло поступает в полость фильтра, проходит через сетку фильтрующего элемента в полость стержня и далее через каналы и отверстия попадает во внутреннюю полость ротора. Часть масла через защитные сетки 22 маслозаборных трубок подводится к форсункам и, вытекая из них, вращает ротор, затем сливается через окна в маслоотражательном щитке и корпусе фильтра в канал блок-картера. Под действием центробежных сил частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к стенке ротора и оседают. Очищенное масло попадает внутрь стержня, отжимает шарик и уходит в канал масляной магистрали для смазки узлов и механизмов двигателя.

Масляный радиатор. Масляный радиатор 8 — трубчато-пластинчатый, предназначен для охлаждения масла, выходящего из двигателя. Он расположен в коробе эжектора под жалюзи крыши.

Горячее масло от масляного насоса 15 по трубопроводу подводится к радиатору и, поочередно проходя через коллекторы и пакеты трубок, охлаждается потоком воздуха.

Работа системы смазки. Перед пуском двигателя механик-водитель включает насос МЗН-З, и масло из бака 24 под давлением через сетчатый фильтр и трубопровод 3 подается к двигателю. После пуска двигателя МЗН-З отключают, и вступает в действие масляный насос 17 двигателя.

Масло из бака, пройдя обогреваемый в кожухе 18 трубопровод 19, подается нагнетающей секцией насоса 17 по гибкому шлангу к центробежному фильтру, где очищается и уходит в канал масляной магистрали для смазки узлов и механизмов двигателя.

Прошедшее через двигатель масло сливается в блок-картер, собирается в маслоотстойник, отсасывается откачивающей секцией масляного насоса 17, далее по трубопроводу 8 направляется в радиатор 9, где охлаждается и поступает в бак 24. Накапливающиеся в маслобаке пары масла и газы выбрасываются через обратный клапан 7 в эжектор.

Читайте так же:  Заговор на избавление от долгов и кредитов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_29105_naznachenie-obshchee-ustroystvo-i-raspolozhenie-sistemi-smazki.html

Устройство узлов системы смазки

Маслозаливная горловинау некоторых двигателейимеет фильтр для забора воздуха в систему вентиляции картера.

Масляный поддон является резервуаром для масла. Он закрывает двигатель снизу, и в нем масло охлаждается. Масляный поддон стальной, штампованный. Внутри поддона имеется специальная перегородка, уменьшающая колебания масла при движении автомобиля. Поддон крепится к нижнему торцу блока цилиндров (к картеру) через уплотнительную прокладку, изготовленную из пробкорезиновой смеси. Он имеет резьбовое отверстие с пробкой, предназначенное для слива масла.

Маслоизмерительная линейка (рис. 2).

Для контроля за уровнем масла имеется указатель (щуп), вставленный в специальную трубку. Повышение уровня масла выше метки «П» и понижении его ниже отметки «О» не допускается. Могут быть метки мин и макс. Для контроля за давлением масла на щитке приборов имеются манометр и контрольная лампочка. При понижении давления в системе лампочка загорается. В этом случае необходимо остановить двигатель для выяснения причин.

Рис. 2. Проверка уровня масла

Масляный насос служит для подачи масла под давлением к трущимся поверхностям механизмов двигателя. Наибольшее распространение получили шестеренные насосы (рис.3) благодаря простоте их устройства и надежности в работе. В корпусе 3 насоса помещены ведущее 7 и ведомое 2 зубчатые колеса. Между торцами зубьев с обоих зубчатых колес и стенками корпуса предусматривают минимальный зазор. При работе двигателя зубчатые колеса насоса вращаются в направлениях, показанных стрелками. Масло поступает через входное отверстие 6, заполняет впадины между зубьями и переносится вдоль стенок корпуса в полость нагнетания. При вхождении зубьев во впадины масло выдавливается из них и нагнетается через выходное отверстие. При повышении давления сверх допустимого шарик отходит от седла и часть масла перепускается в полость всасывания, а давление в магистрали уменьшается. Давление, ограничиваемое редукционным клапаном, зависит от силы сжатия пружины 5.

Рис. 3. Схема шестеренного масляного насоса

1 – нагнетательный канал; 2 – ведомая шестерня; 3 – корпус; 4 – клапан редукционный;

5 – пружина; 6 – входное отверстие; 7 – ведомая шестерня

Односекционный насос состоит из маслоприемника 4 (см. рис. 4), корпуса 3, крышки и двух шестерен 1, 2. В корпусе выполнены два цилиндрических колодца для установки шестерен. Ведущая шестерня 1 насоса крепится шпонкой на валу, который опирается на втулки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестерня 2, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни перегоняют зубьями масло от входной полости А к нагнетательной Б по внутренним стенкам корпуса 3.

Рис. 4. Схема односекционного насоса:

1, 2 – шестерни; 3 – корпус; 4 – маслоприемник входной полости; А – к нагнетательной;

Б— по внутренним сторонам корпуса 3

Масляный насос другого типа (рис. 5) имеет две шестерни внутреннего зацепления. Он состоит из корпуса 1, крышки 7, ведущей 3 и ведомой 2 шестерен, маслоприемника 8 и редукционного клапана 4. Корпус насоса отлит из чугуна. Он имеет две полости (всасывания и нагнетания), которые разделены между собой выступом 9. Ведущая и ведомая шестерни изготовлены из спеченного материала и размещены внутри корпуса. Ведущая шестерня 3 установлена на переднем конце коленчатого вала 10, который уплотняется в крышке насоса манжетой 6. К корпусу прикреплены маслоприемник с фильтрующей сеткой и крышка. Крышка 7 насоса отлита из алюминиевого сплава. В ней размещен редукционный клапан 4, давление срабатывания которого обеспечивается пружиной 5.

При вращении шестерен масло через маслоприемник поступает во всасывающую полость насоса. Оно заполняет впадины между зубьями шестерен, переносится в полость нагнетания и под давлением направляется в приемный канал блока цилиндров. Редукционный клапан срабатывает при возрастании давления выше допустимого и перепускает часть масла из нагнетательной полости насоса во всасывающую. Подача насоса равна 34 л/мин при частоте вращения ведущей шестерни 6000 об/мин, а создаваемое давление — 0,5 МПа.

Рис. 5. Масляный насос с шестернями внутреннего зацепления:

1 – корпус; 2, 3 – шестерни; 4 – клапан; 5 – пружина; 6 – манжета; 7 – крышка;

8 – маслоприемник; 9 – выступ; 10 — вал

Фильтр центробежной очистки масла двигателя ЗМЗ (рис. 6) масло поступает от насоса через пустотелую ось 1 ротора. Из пространства под колпаком 5 масло проходит через фильтрующую сетку 7 и жиклеры 2 в полость корпуса фильтра, откуда стекает в поддон картера. Действием реакции струй масла, выбрасываемых из двух жиклеров, пластмассовый ротор 4 приводится в быстрое вращательное движение. При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака 5 и оседают на них.

Рис. 6. Фильтр центробежной очистки масла двигателя 3M3:

1— ось ротора; 2 – жиклер; 3 – поддон; 4 – ротор; 5 — колпак ротора; 6 — кожух фильтра;

7 — фильтрующая сетка; 8 — гайка крепления колпака; 9 — гайка крепления ротора;

10 — гайка-барашек крепления кожуха

Преимущество фильтра центробежной очистки состоит в том, что он в первую очередь задерживает тяжелые примеси. Кроме того, работу фильтра можно легко и надежно проверить прослушиванием вращения ротора после остановки двигателя. Может гудеть до 2 мин. Колпак ротора вращается с оборотами 5000 – 6000 об/мин.

Масляные фильтры служат для очистки масла от твердых частиц продуктов изнашивания трущихся деталей, нагара и т.п. Загрязненное масло вызывает усиленное изнашивание деталей и засоряет магистрали.

Рис. 7. Щелевой фильтр с бумажным фильтрующим элементом:

1— бумажный фильтрующий элемент; 2 – корпус; 3 – впускной канал; 4 – выпускной канал; 5 – крышка; 6 – трубка; 7 – перепускной клапан; 8 – пружина; 9 — болт

Масляные фильтры в зависимости от принципа действия разделяются на щелевые и центробежные. В щелевых фильтрах размеры задерживающихся частиц определяются величиной отверстий (щелей), через которые проходит масло. В центробежных фильтрах твердые частицы удаляются из масла под действием центробежных сил. В зависимости от размеров задерживаемых частиц фильтры разделяются на фильтры грубой (задерживаются частицы до 40 мкм) и тонкой (задерживаются частицы до 1 — 2 мкм) очистки. Фильтры тонкой очистки имеют большое сопротивление.

Щелевой фильтр с бумажным фильтрующим элементом показан на рис. 7. Корпус 2 фильтра прикреплен к крышке 5 болтом 9. В корпусе помещен бумажный фильтрующий элемент 1. Шариковый перепускной клапан 7 установлен в крышке фильтра. Масло от насоса поступает в фильтр через канал 3, попадает в корпус и проходит через фильтрующий элемент 1 и по трубке 6 отводится в выпускной канал 4.

При засорении фильтрующего элемента открывается редукционный клапан и масло, минуя фильтрующий элемент, отводится в выпускной канал. Примеры подобных фильтров показаны на рис. 8.

Читайте так же:  Защита коммерческой тайны как метод управления рисками

Рис. 8. Полнопоточные масляные фильтры двигателей:

1 – колпачковая гайка; 2 – крышка фильтра; 3 – фильтрующий элемент; 4 и 8 – датчики указателя давления масла; 5 – пробка сливного отверстия; 6 – центральный стержень;

7 – корпус фильтра; 9 – перепускной клапан; 10 – уплотнительные прокладки; 11 – обратный клапан; 12 – впускные отверстия; 13 – выпускное отверстие

Масляный радиатор двигателя автомобиля (рис. 9) состоит из двух бачков 1, соединенных между собой латунными или алюминиевыми трубками 4, к которым припаяны поперечные пластины для увеличения площади охлаждения. Радиатор установлен в кронштейны 3 и с помощью болтов 2 крепится на раме автомобиля перед радиатором системы охлаждения. Работает радиатор так. Масло из двигателя поступает через открытый кран 6 по трубопроводу 5 в масляный радиатор, где проходит по трубкам и отдает им тепло. Охлажденное масло по маслопроводу 8 и трубке 7 сливается в поддон картера двигателя.

Рис. 9. Масляный радиатор:

1 – бачки; 2 – болт; 3 – кронштейн; 4 – трубки;

5 – трубопровод; 6 – кран включения радиатора; 7 – трубка; 8 – маслопровод

Рис.10. Схема вентиляции двигателя ВАЗ-2108:

1 – вытяжной шланг; 2, 5 – шланг; 3 – карбюратор;

4 – воздушный фильтр; 6 – сетка; 7 – корпус маслоотделителя

Схема смазочной системы V-образного двигателя.

При работе двигателя масляный насос нагнетает масло по каналу 11 (рис. 11) в центробежный маслоочиститель — фильтр 5. Далее оно поступает в магистраль 7, расположенную в правой части блок — картера, и по сверлениям в катере к опорам коленчатого и распределительного валов. От коренных подшипников по сверлениям коленчатого вала масло попадает в шатунные подшипники и, выходя из них, разбрызгивается с внешней стороны на стенки цилиндров, образуя масляный туман.

От второй шейки распределительного вала масло нагнетается в пустотелую ось 3 коромысел правого ряда цилиндров пульсирующим потоком в момент совпадения проточек А на шейке вала с каналом 4. Из оси коромысел масло поступает к деталям распределительного механизма. К распределительному механизму левого ряда цилиндров масло подводится через четвертую шейку по каналу В, когда с ним совпадает сверление Б в этой шейке.

Под давлением смазываются упорный фланец распределительного вала через первую шейку, детали привода масляного насоса и распределителя зажигания.

В летнее время для охлаждения масла включают радиатор 1 с помощью крана 14. Клапан 13 предотвращает падение давления в масляной магистрали из-за излишнего поступления масла в радиатор. В случае падения давления масла ниже допустимого значения на щитке приборов загорается сигнальная лампа.

Рис.11. Смазочная система V-образного двигателя 3M3-53:

1 — масляный радиатор; 2 — трубка; 3 — ось коромысел; 4 и 11 — каналы; 5 — фильтр со сменным фильтрующим элементом; 6 — распределительный вал; 7 — масляная магистраль;

8 — масляный насос; 9 и 13 — редукционный и радиатор­ный клапаны: 10 — маслоприемник;

12 — поддон картера; 14 — кран радиатора; А — проточки; Б — сверление; В — канал

Контрольные вопросы

1. Назначение системы смазки

2. Устройство и работа принципиальной системы смазки

3. Назначение устройство и работа узлов системы смазки:

4. Назначение, устройство и работа вентиляции картера

5. Работа системы охлаждения двигателя ЗМЗ (путь масла)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8595 — | 8165 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/15_30903_sistema-smazki.html

Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра

Видео (кликните для воспроизведения).

Масляный фильтр является частью системы смазки двигателя, главная задача которого — очистка поступающего в насос масла от твердых частиц и осадочных отложений, накапливающихся в поддоне картера.

В современных автомобилях используются различные конструкции фильтров: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные. Каждая из них имеет свои особенности применения и срок службы.

Назначение фильтра в системе смазки двигателя

В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.

Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.

Устройство масляного фильтра

Конструктивно фильтры для моторного масла состоят из следующих элементов:

На практике принцип работы стандартного масляного фильтра заключается в следующем: в момент запуска двигателя насос начинает всасывать из поддона (бака) моторное масло, которое проходит в отверстия фильтрующего элемента и затем поступает в магистраль системы смазки. Частицы нагара, сажа и другие отходы задерживаются в фильтре.

Виды фильтров для моторного масла

Основными параметрами при выборе фильтра являются пропускная способность (сколько масла пройдет за единицу времени) и его объем (размер). Эти характеристики определяют, как быстро и насколько эффективно будет выполняться очистка. В зависимости от конструкции масляного фильтра и схемы его установки выделяют три группы устройств:

  • Проточный (полнопоточный). Наиболее распространенный вариант. Он имеет простую конструкцию и устанавливается последовательно с другими элементами системы смазки. Это означает, что через него проходит все масло, всасываемое насосом, и очистка осуществляется максимально быстро. Когда такой фильтр засоряется, срабатывает перепускной клапан и неочищенное масло в полном объеме поступает в двигатель.
  • Частично проточный (частичнопоточный). Он подключается в систему таким образом, чтобы через него проходила только часть масла. Преимущество данной схемы установки — в более качественной очистке. С другой стороны, скорость прохождения масла в систему уменьшается.
  • Комбинированная схема фильтрации. Она используется преимущественно на дизельных двигателях. В этом случае в системе устанавливается и полнопоточный, и частичнопоточный фильтры. Через первый проходит до 90% смазки, а второй выполняет очистку лишь 10%. Это позволяет получить преимущества обеих схем: высокое качество очистки и защищенности мотора.

Помимо этого различают:

  • одноразовые конструкции (неразборные);
  • разборные масляные фильтры со сменным фильтрующим элементом.

Одноразовый и разборной масляный фильтр

Читайте так же:  Предметом трудового спора являются

Внешне такие конструкции почти не отличаются, но у разборного на верхней крышке расположена специальная гайка. Она откручивается и позволяет выполнить промывку или замену внутренней части фильтра.

Центробежный масляный фильтр

Кроме перечисленных типов в системе смазки тяжелых машин (тракторов, внедорожников, строительной техники) могут применяться центробежные масляные фильтры. Конструктивно они состоят из корпуса, внутри которого находится ротор и ось. Нагнетание масла внутрь центрифуги осуществляется через отверстия в оси (радиальные и продольные). Это обеспечивает попадание смазки на ротор.

Поскольку скорость подачи масла достаточно высока, оно ударяется о крышку центрифуги и провоцирует вращение ротора под действием реактивных сил.

Возникающая в этот момент центробежная сила выталкивает из масла примеси и загрязнения, которые задерживаются в виде осадков на крышке фильтра. После этого очищенное моторное масло подается в основную магистраль системы.

Особенности обслуживания

Как правило, замена масляного фильтра (фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, но это необязательное условие. Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые семь тысяч. При эксплуатации в сложных условиях, а также при использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.

Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.

Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку. Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров. Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.

Ключи для снятия масляного фильтра

Для замены фильтра моторного масла его необходимо снять с двигателя, что бывает нелегко сделать, поскольку уплотнительное кольцо под действием высоких температур нередко «прикипает» к картеру двигателя. Для решения этой проблемы используются специальные ключи:

  • Специальная накидная головка (имеет определенный размер) — наиболее правильный способ.
  • Накидной ключ — имеет подвижный округлый захват с зубьями.
  • Ключ в размер — представляет собой округлый хомут с зазубринами фиксированного размера. Такой ключ подбирается под конкретную модель фильтра.
  • Ключ-краб — универсальный вариант, имеющий три ножки, обхватывающие и зажимающие корпус.

Помимо ключей, могут применяться съемники ленточного и цепного типа, которые накидывают на корпус и плотно затягивают. Если специальных приспособлений нет, существуют способы, как открутить масляный фильтр без использования ключа:

  • Веревка (ремень) и рычаг. Первой обматывают фильтр и привязывают рычаг, в качестве которого может быть использована отвертка или гаечный ключ.
  • Отвертка и молоток. Этот способ применяют для одноразовых конструкций. Корпус просто пробивается отверткой, которая далее используется как рычаг для отвинчивания.

Нормальное состояние фильтра для очистки моторного масла обеспечит правильность работы и длительный срок эксплуатации двигателя автомобиля. Не стоит пренебрегать своевременной заменой и использованием оригинальных деталей.

Источник: http://techautoport.ru/dvigatel/sistema-smazki/maslyanyi-filtr.html

Какие бывают и как работают датчики системы смазки двигателя

Для корректной работы системы смазки двигателя применяется целый комплекс датчиков. Они позволяют контролировать уровень (объем), давление, качество (степень загрязненности) и температуру моторного масла. В современных автомобилях используются как механические, так и электрические (электронные) датчики. Их основной задачей является фиксирование любых отклонений состояния системы от нормальных параметров и подача соответствующей информации на индикаторы приборной панели автомобиля.

Назначение и устройство датчика давления масла

Датчики давления масла являются одними из самых значимых в системе. Они одними из первых реагируют на возникновение мельчайших неисправностей в работе двигателя. Датчики давления могут располагаться в разных местах: вблизи головки блока цилиндров, возле ремня ГРM, рядом с масляным насосом, на кронштейнах до фильтра и т.д.

В различных типах двигателей может быть один или два датчика давления масла.

Первый — аварийный (низкого давления), который определяет, есть ли давление в системе, и при его отсутствии сигнализирует включением контрольной лампы неисправности на приборной панели автомобиля.

Второй — контрольный, или абсолютного давления.

Если на приборной панели автомобиля загорелась «красная масленка» — дальнейшее движение на автомобиле запрещено! Игнорирование этого требования может грозить серьезными неприятностями в виде капитального ремонта двигателя.

Автомобилистам на заметку. Контрольные лампы на приборной панели не просто так имеют разные цвета. Любые индикаторы неисправности красного цвета запрещают дальнейшее движение автомобиля. Желтые индикаторы говорят о том, что нужно обратиться в сервис в ближайшее время.

Принцип работы аварийного датчика

Это обязательный тип датчика для всех автомобилей. Конструктивно он очень прост и состоит из следующих элементов:

Аварийный датчик и лампа индикатора включены в общую электрическую цепь. Когда двигатель выключен и давления нет, мембрана находится в прямом положении, контакты цепи замкнуты, а толкатель полностью задвинут. В момент запуска двигателя на электронный датчик подается напряжение, и лампочка на приборной панели загорается на некоторое время, пока в системе не установится нужный уровень давления масла.

Оно воздействует на мембрану, которая перемещает толкатель и размыкает контакты цепи. При падении давления в системе смазки мембрана вновь выпрямляется, и цепь замыкается, включая лампочку-индикатор.

Как работает датчик абсолютного давления

Он представляет собой аналоговый прибор, отображающий текущий показатель давления в системе при помощи указателя стрелочного типа. Конструктивно типовой механический датчик для снятия показаний давления масла состоит из:

  • корпуса;
  • мембраны (диафрагмы);
  • толкателя;
  • ползунка;
  • нихромовой обмотки.

Датчики абсолютного давления могут быть реостатными или импульсными. В первом случае его электрическая часть — это фактически реостат. При работе двигателя в системе смазки возникает давление, воздействующее на мембрану и, как следствие, толкатель изменяет положение ползунка, расположенного на пластине с обмоткой из нихромовой проволоки. Это приводит к изменению сопротивления и перемещению стрелки аналогового индикатора.

Реостатный датчик абсолютного давления масла

Импульсные датчики оснащены термобиметаллической пластиной, а их преобразователь состоит из двух контактов: верхнего — пластина со спиралью, соединенная со стрелкой индикатора, и нижнего. Последний контактирует с диафрагмой датчика и замкнут на массу (заземление на корпус автомобиля). Через верхний и нижний контакты преобразователя протекает ток, нагревающий его верхнюю пластину и провоцирующий изменение положения стрелки. Биметаллическая пластина в датчике также деформируется и размыкает контакты до момента охлаждения. Это обеспечивает постоянное замыкание и размыкание цепи. Различный уровень давления в системе смазки оказывает определенное воздействие на нижний контакт и изменяет время размыкания цепи (остывание пластины). В результате на электронный блок управления, а далее на стрелочный указатель подается различная величина тока, которая и определяет текущее показание давления.

Читайте так же:  Получить без справки о доходах

Датчик уровня масла, или электронный щуп

В последнее время все больше автопроизводителей отказываются от использования классического щупа для проверки уровня масла в двигателе в пользу электронных датчиков.

Датчик уровня масла (иногда его еще называют электронный щуп) в автоматическом режиме контролирует уровень в процессе эксплуатации автомобиля и отправляет показания на приборную панель водителю. Как правило, он расположен в нижней части двигателя, на поддоне или вблизи масляного фильтра.

Датчик уровня и температуры масла

Конструктивно датчики уровня масла разделяются на следующие типы:

Как устроен датчик температуры масла

Датчик контроля температуры моторного масла — необязательный элемент системы смазки. Его главной задачей является измерение уровня нагрева масла и передачи соответствующих данных на индикатор приборной панели. Последний может быть электронным (цифровым) или механическим (стрелочным).

При различных температурах масло меняет свои физические свойства, что влияет на работу двигателя и показания других датчиков. Например, холодное масло обладает меньшей текучестью, что должно учитываться при получении данных об уровне масла. Если же моторное масло достигает температуры более 130°C, оно начинает гореть, что может привести к значительному снижению его качества.

Определить, где находится датчик температуры моторного масла, не сложно — чаще всего он устанавливается непосредственно в картере двигателя. В некоторых моделях автомобилей он объединен с датчиком уровня масла. В основе работы температурного датчика лежит использование свойств полупроводникового терморезистора.

При нагреве уменьшается его сопротивление, что изменяет величину напряжения на выходе, которое подается к электронному блоку управления. Анализируя полученные данные, ЭБУ соответственно заданным заранее параметрам настройки (коэффициентам) передает информацию на приборную панель.

Особенности работы датчика качества масла

Датчик, определяющий качество масла в двигателе, также является опциональным. Однако, поскольку при работе мотора в масло неизбежно попадают различные загрязнения (охлаждающая жидкость, продукты износа, нагар и т.д.), фактический срок его эксплуатации снижается, и ориентироваться на рекомендации производителя по срокам замены не всегда правильно.

Датчик качества масла в двигателе

Принцип работы датчика контроля качества моторного масла базируется на измерении диэлектрической проницаемости среды, которая изменяется в зависимости от химического состава. Именно поэтому он располагается таким образом, чтобы быть частично погруженным в масло. Наиболее часто это участок находится между фильтром и блоком цилиндров.

Конструктивно датчик для контроля качества масла представляет собой подложку из полимеров, на которую нанесены полосы из меди (электроды). Они попарно направлены навстречу друг к другу, образуя в каждой паре отдельный датчик. Это позволяет получать максимально корректную информацию. Половина электродов погружена в масло, которое обладает диэлектрическими свойствами, заставляя работать пластины как конденсатор. На встречных электродах формируется ток, поступающий на усилитель. Последний, исходя из величины тока, подает на ЭБУ автомобиля определенное напряжение, где происходит его сравнение с эталонной величиной. В зависимости от полученного результата контроллер может выдать сообщение о низком качестве масла на приборную панель.

Правильная работа датчиков системы смазки и контроль за состоянием масла обеспечивает правильную работу и увеличение срока службы двигателя, но главное — безопасность и комфорт эксплуатации автомобиля. Как и остальные детали, они требуют регулярного технического осмотра, проверки исправности, а также соответствующей замены при обнаружении поломки.

Источник: http://techautoport.ru/dvigatel/sistema-smazki/datchiki-sistemyi-smazki-dvigatelya.html

Система смазки

Система смазки (другое наименование смазочная система) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает охлаждение деталей двигателя, удаление продуктов нагара и износа, защиту деталей двигателя от коррозии.

Система смазки двигателя включает поддон картера двигателя с маслозаборником, масляный насос, масляный фильтр, масляный радиатор, которые соединены между собой магистралями и каналами.

Поддон картера двигателя предназначен для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с помощью датчика уровня и температуры масла.

Масляный насос предназначен для закачивания масла в систему. Масляный насос может приводиться в действие от коленчатого вала двигателя, распределительного вала или дополнительного приводного вала. Наибольшее применение на двигателях нашли масляные насосы шестеренного типа.

Масляный фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и нагара. Очистка масла происходит с помощью фильтрующего элемента, который заменяется вместе с заменой масла.

Для охлаждения моторного масла используется масляный радиатор. Охлаждение масла в радиаторе осуществляется потоком жидкости из системы охлаждения.

Давление масла в системе контролируется специальным датчиком, установленным в масляной магистрали. Электрический сигнал от датчика поступает к сигнальной лампе на приборной панели. На автомобилях также может устанавливаться указатель давления масла.

Датчик давления масла может быть включен в систему управления двигателем, которая при опасном снижении давления масла отключает двигатель.

На современных двигателях устанавливается датчик уровня масла и соответствующая ему сигнальная лампа на панели приборов. Наряду с этим, может устанавливаться датчик температуры масла.

Для поддержания постоянного рабочего давления в системе устанавливается один или несколько редукционных (перепускных) клапанов. Клапаны устанавливаются непосредственно в элементах системы: масляном насосе, масляном фильтре.

Принцип действия системы смазки

В современных двигателях применяется комбинированная система смазки, в которой часть деталей смазывается под давлением, а другая часть – разбрызгиванием или самотеком.

Смазка двигателя осуществляется циклически. При работе двигателя масляный насос закачивает масло в систему. Под давлением масло подается в масляный фильтр, где очищается от механических примесей. Затем по каналам масло поступает к коренным и шатунным шейкам (подшипникам) коленчатого вала, опорам распределительного вала, верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца.


На рабочую поверхность цилиндра масло подается через отверстия в нижней опоре шатуна или с помощью специальных форсунок.

Остальные части двигателя смазываются разбрызгиванием. Масло, которое вытекает через зазоры в соединениях, разбрызгивается движущимися частями кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. При этом образуется масляный туман, который оседает на другие детали двигателя и смазывает их.

Под действием сил тяжести масло стекает в поддон и цикл смазки повторяется.

На некоторых спортивных автомобилях применяется система смазки с сухим картером. В данной конструкции масло храниться в специальном масляном баке, куда закачивается из картера двигателя насосом. Картер двигателя всегда остается без масла – «сухой картер». Применение данной конструкции обеспечивает стабильную работу системы смазки во всех режимах, независимо от положения маслозаборника и уровня масла в картере.

Читайте так же:  Образец платежного поручения алименты по исполнительному листу

Источник: http://systemsauto.ru/lubrication/lubrication.html

Система смазки двигателя автомобиля : Устройство и назначение

Для предотвращения быстрого износа движущихся деталей, на силовых агрегатах предусмотрена система смазки двигателя. Для смазки двигателя используются моторные масла различной степени вязкости. Схема смазки двигателя различной техники может отличаться, но принцип действия для всех четырехтактных ДВС одинаков.

Назначение системы смазки двигателя

Смазочный материал выполняет одновременно несколько функций:

  1. Снижение трения между движущимися деталями. Это предотвращает перегрев комплектующих и их быстрый износ;
  2. Защита от возникновения ржавчины на поверхности металлических частей;
  3. Отвод тепла. Детали отдают часть тепла смазочному материалу;
  4. Сбор металлической стружки и абразивных частиц. При работе силовой установки в местах повышенного трения образуется металлическая стружка. Она выводится со смазочным материалом к фильтрующему элементу.

Устройство системы смазки двигателя

Независимо от модели силового агрегата система смазки имеет схожий принцип действия. Основные узлы системы смазки двигателя:

  • Фильтр для очистки смазочного материала;
  • Маслоприемник;
  • Активный элемент, осуществляющий нагнетание давления в систему (насос);
  • Датчики для контроля над работой системы;
  • Поддон силовой установки;
  • Перепускной механизм;
  • Устройства для измерения уровня масла в картере;
  • Каналы, расположенные в блоке, головке блока цилиндров и т.д.

Масляный насос

Схема системы смазки двигателя включает в себя масляный насос. Он используется для нагнетания давления смазочного материала в систему. Привод устройство механический, осуществляется от коленчатого вала или распределительного вала силового агрегата.

Входное отверстие насоса сообщается с полостью картера или отдельно стоящим резервуаром для смазочного материала. Выходное отверстие соединено с основной магистралью мотора. Устройства бывают различной конструкции. Наиболее часто используются насосы шестеренчатого типа. Они отличаются надежностью и неприхотливостью к условиям использования.

При работе силовой установки шестерни узла вращаются. Смазочный материал, попадая на шестерни, перемещается к главной магистрали. Благодаря такой конструкции, в системе создается давление.

Перепускной механизм

Устройство двигателя внутреннего сгорания предусматривает наличие перепускного механизма. Он выполнен в виде клапана одностороннего действия. При превышении давления в основной магистрали перепускной механизм открывается и пропускает часть смазочного материала в поддон картера.

Маслоприемник

Используется для забора масла из поддона картера. Маслоприемник соединён с впускным отверстием насоса. Соединение впускного отверстия насоса и маслоприемника герметично. Это исключает попадание воздуха систему.

СПРАВКА: Маслоприемник оборудуют металлической сеткой. Она необходима для очистки смазочного материала от металлической стружки и абразивных частиц крупной фракции.

Фильтр

При работе силового агрегата смазка очищается от металлической стружки и загрязнений. Очистка осуществляется фильтрами грубой и тонкой очистки. На легковых автомобилях используются фильтры тонкой очистки. Грубую очистку выполняет сетка, установленная на маслоприёмнике.

Дизельные силовые установки оборудуются фильтрами грубой очистки центробежного типа. Они представляют собой стакан внутри, которого установлен подвижный разбрызгиватель. При работе масло под давлением разбрызгивается по стенкам стакана. Загрязнения остаются на стакане. Очищенное масло стекает полость картера.

ВНИМАНИЕ: При сильном загрязнении фильтра грубой очистки необходимо разобрать устройство, промыть детали бензином и продуть сжатым воздухом.

Перед попаданием в главную магистраль смазка проходит через фильтр тонкой очистки.

Он состоит из бумажных фильтрующих элементов. Бумажные элементы задерживают загрязнения мелкой фракции. При сильном загрязнении фильтрующего элемента тонкой очистки необходима его полная замена.

Датчики

Для контроля над работой системы устанавливаются датчики:

  • Давления;
  • Температуры жидкости;
  • Уровня жидкости в полости картера.

Схема подключения датчиков выполнена по однопроводному принципу. Минусовым контактом датчиков является корпус силовой установки. Данные с датчиков поступают на стрелочные приборы, установленные в кабине, или на электронный блок управления. Некоторые силовые установки оборудованы механическими датчиками давления.

Как работает система смазки двигателя

Существует три вида схем смазки силового агрегата, при которых смазочный материал подается:

  1. Под высоким давлением;
  2. Методом разбрызгивания;
  3. Смешанным способом.

Наиболее распространенной схемой на современных транспортных средствах является система смешанного типа. Жидкость под высоким давлением осуществляет смазывание кривошипно-шатунного механизма и деталей, подверженных высоким нагрузкам. Комплектующие газораспределительного механизма смазываются методом разбрызгивания.

Техническое обслуживание системы смазки двигателя

Для нормальной работы системы смазки необходимо регулярно проводить техническое обслуживание. Для этого осуществляется замена масла и фильтров тонкой очистки.

ВАЖНО: При обслуживании необходимо обратить внимание на наличие металлической стружки в отработавшей жидкости. Большое количество стружки свидетельствует о сильном износе подвижных частей силового агрегата.

Замена масла осуществляется в следующей последовательности:

  • Прогреть мотор до достижения им рабочей температуры. Это необходимо для понижения степени вязкости смазки;
  • Установить транспортное средство на смотровую яму, эстакаду или подъёмник. В некоторых случаях замена осуществляется на специализированном поддоне;
  • Открыть пробку заливной горловины;
  • Очистить область сливного отверстия на поддоне картера от загрязнений;
  • Установить под сливное отверстие емкость с широкой горловиной;
  • Демонтировать заглушку сливного отверстия;

ВНИМАНИЕ: При демонтаже заглушки необходимо находиться на расстоянии от сливного отверстия и использовать индивидуальные средства защиты. При попадании на кожу горячая жидкость может спровоцировать ожоги.

  • Дождаться полного стекания жидкости;
  • Заменить фильтрующий элемент тонкой очистки;
  • Закрутить пробку сливного отверстия в поддоне до упора;
  • Залить новую жидкость. Смазка заливается до достижения необходимого уровня предусмотренного заводом изготовителем.

При сильном загрязнении осуществляется промывка системы смазки двигателя. Для промывки применяются специализированные средства.

Неисправности системы смазки двигателя

  • Потеки на поддоне. Потёки возникают в результате нарушения герметичности картера. Для устранения неисправности необходимо заменить прокладку. При замене поверхность прокладки обрабатывают герметиком;
  • Падение давления жидкости. Отклонение показателя от нормы может быть спровоцировано износом шестерен насоса. Для ремонта необходимо установить новые шестерни или заменить узел полностью;
  • Отсутствие давления. Возникает в результате выхода из строя насоса или нарушения герметичности его впускного тракта. Для устранения поломки необходимо заменить узел новым или герметизировать впускной тракт;
  • Датчики работают некорректно. При нарушении работы датчиков оператор не контролирует работоспособность силового агрегата. Для устранения неисправности меняют вышедшие из строя датчики;
  • Регулярное понижение уровня жидкости в поддоне. Возникает в результате разгерметизации или при износе маслосъемных колец поршневой группы. При ремонте система герметизируется или меняются маслосъемные кольца;
  • Повышение давления. При превышении нормы давления необходимо проверить степень загрязнения фильтра грубой очистки и работоспособность перепускного механизма.

Из вышеперечисленного следует, что смазка силового агрегата выполняет одновременно несколько функций. Системы силовых установок схожи и имеют одинаковые основные элементы. Для нормальной работы системы смазки необходимо регулярно обслуживать агрегат.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://toptexnik.ru/dvigarely/sistema-smazki-dvigatelya-avtomobilya-ustrojstvo-i-naznachenie

Система смазки двигателя назначение устройство принцип работы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here