Процедура отстранения президента от должности

Самое полное описание темы: "Процедура отстранения президента от должности" с комментариями специалистов. На все сопутствующие вопросы вам сможет ответить дежурный юрист.

Импичмент и другие основания прекращения полномочий Президента

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста.

Отрешение Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, а затем и конституциями многих других государств.

Основания и порядок отрешения Президента рф от должности.

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК Российской Федерации.

Необходимо отметить, что на момент принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации действовал УК РСФСР 1961 г., где в ст. 71 были перечислены тяжкие преступления. В УК Российской Федерации 1997 г. Дана новая классификация преступлений. Согласно ст. 15 УК Российской Федерации преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления — в зависимости от характера и степени общественной опасности. Думается, что по новому Уголовному кодексу Президент РФ должен нести ответственность за совершение особо тяжких преступлений.

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключений.

2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Источник: http://studfile.net/preview/4366139/page:2/

Процедура отрешения Президента от должности

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкойсогласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Процедура прекращения полномочий Президента РФв результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение

Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

Читайте так же:  Как установить сумму алиментов

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключения.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.

2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации .

Если решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8595 — | 8165 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/4_57621_protsedura-otresheniya-prezidenta-ot-dolzhnosti.html

Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Справка

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Камчатского края Алексея Кузьмицкого, сообщает в пятницу пресс-служба Кремля. «Принять отставку губернатора Камчатского края Кузьмицкого A.A. по собственному желанию», — говорится в президентском указе.

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Механизм назначения губернаторов, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) сводился к тому, что глава региона по окончании срока своих полномочий ставил перед президентом вопрос о доверии, после чего президент вносил его кандидатуру, либо, в случае оказания ему «недоверия», своего кандидата на рассмотрение регионального парламента для его утверждения.

Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

Видео (кликните для воспроизведения).

17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон N 319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях» (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года).

Устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора (ранее — 90 дней). При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ранее — 100 дней).

Читайте так же:  Призыв в армию голышом

Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (ранее — не более 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней (ранее — 30 дней).

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура «удаления в отставку». Она подробно описывается изменениях в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступивших в силу 24 мая 2009 года. «Удалить» мэра могут депутаты представительного органа власти не менее чем двумя третями голосов. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае — в законе сказано, что «рассмотрение инициативы депутатов об «удалении» мэра в отставку должно проходить с учетом мнения губернатора».

Есть три основания для отставки: «действия или бездействие» мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: http://ria.ru/20110225/338705499.html

Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности

Конституция РФ устанавливает основания и порядок отрешения Президента от должности. Отрешить Президента от должности может только Совет Федерации и только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (какого именно Конституция не конкретизирует). По Конституции такое обвинение Президенту может быть предъявлено не менее чем одной третью состава депутатов Государственной думы (150 депутатов) и подтверждено двумя третями голосов от общего числа депутатов (300 депутатов).

  • При этом требуется дополнительно заключение еще трех органов:
    • специальной комиссии, образованной Государственной думой;
    • Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления;
    • Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9035 — | 7675 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/10_51781_poryadok-otresheniya-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-dolzhnosti.html

Правовые основания прекращения полномочий Президента РФ. Порядок отрешения от должности. Анализ решения КС

Президент прекращает в случаях:

· Истечения конституционного срока его пребывания в должности.

· Отставки, то есть добровольного ухода.

· Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Под стойкой неспособностью, вероятно следует понимать тяжёлую болезнь.

· Отрешения от должности.

При наступлении любого из досрочных случаев прекращения полномочий временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Процедура отрешения Президента от должности весьма усложнена и формализована.

Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении тяж­кого преступления.

В этом случае «нижняя» палата — Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное за­ключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, состав­ляющей не менее одной трети от общего числа членов Государствен­ной Думы. Решение Государственной Думы о выдви­жении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

Во-вторых, принимает реше­ние об отрешении Президента от должности — Совет Федерации. Для признания Президента виновным и, как следствие, отстранения его от должности необходимо две трети голосов от общего состава палаты.

В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Прези­дента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдви­жения Государственной Думой обвинения против Президента, то обви­нение считается отклоненным.

Заметим, что при совершении главой го­сударства деяний, не являющихся тяжкими преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ, указанная процедура во­обще не применяется.

После отрешения от должности Президент РФ, в случае соверше­ния преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/8_68181_pravovie-osnovaniya-prekrashcheniya-polnomochiy-prezidenta-rf-poryadok-otresheniya-ot-dolzhnosti-analiz-resheniya-ks.html

Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ

Основания прекращения полномочий Президента РФ

Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей возможно в связи:

Читайте так же:  Долги по распискам мошенничество

1) с истечением срока его пребывания в должности (в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом);

2) досрочное прекращение полномочий в случае:

    • его отставки;
    • стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
    • отрешения от должности.

Отставка предполагает свободное волеизъявление Президента. Полномочия временно переходят к Председателю Правительства.

В Конституции РФ не предусмотрено никакой процедуры для случая стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие президенту полномочия, но Конституционный Суд РФ, давая толкование ст. 92 Конституции РФ, в постановлении от 11 июля 2000 г. указал, что такая процедура должна устанавливаться федеральным законом. Речь здесь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Суд подчеркнул, что порядок досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья должен исключать возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ; при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий.

Отрешение от должности предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции РФ. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента. Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности Президента РФ в случаях смерти Президента, длительной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном прекращении обязанностей Президента в связи с отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах . Так, он не вправе

  • распускать Государственную Думу,
  • назначать референдум, а также
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности Президента получает свой мандат не непосредственно от народа.

Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Подобного рода институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков.

Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

    1. заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;
    2. заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.

Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, законодательно установлены определенные гарантии (государственная охрана, медицинское обслуживание, неприкосновенность, денежное содержание и т. д.).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/osnovaniya-i-poryadok-prekrascheniya-polnomochiy-prezidenta-rf

Отрешение президента от должности: правила импичмента

В отечественной конституционной практике президентство считается молодым институтом. Правовая подоплека понятия главы государства неразрывно связана с отрешением президента от должности. Эта процедура является неотъемлемой частью законодательных актов демократического государства. Она закреплена на уровне Конституции РФ и находится в ведении нескольких государственных органов.

Отрешение президента от должности

Основные аспекты импичмента

Президент Российской Федерации прекращает выполнение возложенных на него полномочий по истечению предусмотренного действующим законодательством срока. Деятельность главы государства прекращается в момент принесения присяги его преемником.

Лидер страны обладает неприкосновенностью. Этот статус прописан в ст.91 Конституции РФ. Данное положение подразумевает, что ни одно лицо не имеет права задействовать в его отношении психическое либо физическое насилие. Также исключена возможность ареста, обыска, задержания или привлечения к правовой ответственности.

Отрешение президента от должности или импичмент — один из видов конституционной ответственности. Эта правовая мера заключается в принудительном уходе с поста по решению компетентных органов.

Термин «импичмент» происходит от английского «impeachment», что означает «недоверие»

Процедура прописана в ст. 93 Конституции РФ. Некоторые представители законодательной власти считают ее несколько формализованной и сложной для реализации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конституция РФ. Статья 93

В специальной статье рассмотрим, какими законодательными полномочиями обладает президент РФ.

Основания для ухода с поста

Предусмотрено несколько ситуаций, являющихся поводом для преждевременного отречения от должности. Одной из них является плохое состояние здоровья.

Уход с поста ввиду неудовлетворительного физического состояния может проходить по 2 сценариям.

Таблица 1. Варианты снятия полномочий с президента по состоянию здоровья

Личное предоставление заявления Принудительное смещение с должности
Этот вопрос рассмотрен во II и III чч. ст 2, Конституции. Президент досрочно снимает с себя полномочия ввиду стойкой неспособности выполнять возложенные на него функции. В контексте данной ситуации он находится в ясном уме и самостоятельно принимает это решение. Следующие выборы должны проводиться в течение 3 месяцев с момента прекращения президентской деятельности. Если состояние здоровья Президента не дает возможности полноценно управлять государством, но он не отдает себе в этом отчет, для оценки физического состояния приглашается специальная медицинская комиссия. Она выдает авторитетное заключение, на основании которого решается вопрос о дееспособности. Если глава государства не в состоянии исполнять обязанности, его замещает Председатель Правительства РФ.

Признание лидера государства недееспособным требует грамотно обоснованной правовой подоплеки

На законодательном уровне предусмотрено временное прекращение исполнения обязанностей. Эта ситуация возможна при хороших прогнозах медиков. В таком случае деятельность приостанавливается до полного выздоровления. Конституцией не предусмотрен конкретный временной отрезок, отведенный на лечение. Это является дополнительной гарантией сохранения поста. Ограничением считается лишь срок, на который он был избран.

Помимо перечисленных причин, основанием для снятия с должности является импичмент.

Отрешение от должности

Согласно принятой конституционной модели процедура импичмента запускается лишь в случае выявления уголовно-наказуемого деяния. Под этим термином подразумеваются тяжкие преступления или государственная измена. Политические мотивы не предусмотрены.

Правом выдвигать обвинение наделены депутаты Государственной Думы. Решение принимается при условии согласия не менее 150 человек, что является 1/3 от состава парламента.

Голосование по обсуждению решения об импичменте проходит тайно

Государственная измена

Расшифровка этого понятия вызывает много споров в юридических кругах. В Конституции РФ оно не освещено.

Общая трактовка дана в ст. 275 УК РФ. Факт измены наступает при выявлении шпионажа, предоставлении иностранному государству, компании либо доверенному лицу информации, содержащей государственную тайну. Эти сведения гражданин может получить во время прохождения службы, учебы или работы на секретных предприятиях. Оказание консультационной, технической и материальной помощи в указанном контексте также является основанием уголовной ответственности.

УК РФ Статья 275. Государственная измена

В целом, любая деятельность, представляющая угрозу государству, трактуется как предательство. Под последним термином понимают нарушение государственных интересов в части:

  • суверенитета;
  • конституционного строя;
  • территориальной неприкосновенности.

Государственная измена совершается в пользу конкретного государства. Приведенные в этой статье УК РФ доводы не относятся к внутригосударственной деятельности Президента.

  1. Деятельность главы государства, направленная на подрыв духовных, экономических, социальных и политических устоев, не учтена в рамках ст. 275 УК РФ.
  2. Поскольку лидер страны не является обычным гражданином РФ, термин «государственная измена Президента» гораздо более объемный, нежели описан в приведенной статье.
  3. Ввиду того, что в Конституции это понятие не освещено, оснований для запуска процедуры импичмента очень мало.

Важной оговоркой, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ, является возможность освобождения гражданина от уголовной ответственности. Это происходит при его своевременном оповещении соответствующих органов о факте измены. Подобная преференция допустима в случае, если в действиях не обнаружено улик иного преступления. Это правовое послабление схоже с деятельным раскаянием.

Схема взаимодействия между компетентными органами

Пошаговый механизм импичмента

Отрешение президента от должности — процедура сложная, проходит в несколько этапов.

Таблица 2. Алгоритм продвижения обвинения

Правомерным является прекращение процедуры на любом этапе

Предельный срок, отведенный на рассмотрение вопроса об импичменте, — 3 месяца. Началом временного отрезка считается день выдвижения обвинения депутатами Государственной Думы.

Особенности процедуры

По мнению некоторых законодателей, этот механизм содержит непроработанные моменты:

  1. Узкий диапазон оснований для импичмента. Прописано лишь 2 причины — тяжкое преступление либо государственная измена. Не тяжкие правонарушения не приводят к уходу с поста. Не предусмотрены следующие нюансы — нарушение Конституции РФ, присяги и законов.
  2. Маленький временной отрезок для изучения дела. Если присутствует факт измены, но сроки на его рассмотрение истекли, Президент остается на посту.
  3. Смешение 2-х независимых понятий. Поскольку государственная измена трактуется на основании ст.275 УК РФ, политическая ответственность главы государства приравнена к уголовно-правовой обычного гражданина.
  4. Ввиду того, что Президент несет ответственность в качестве лидера государства и должностного лица, санкции по возбужденным делам возможны лишь после его смещения с должности.

До момента отрешения от должности главу государства нельзя принудительно доставить в суд или возбудить против него уголовное дело. По окончанию процедуры импичмента он будет нести правовую ответственность как физическое лицо

Согласно УК РФ тяжкими считаются умышленно совершенные преступления, максимальное наказание за которые составляет до 10 лет. В эту категорию не попадают многие экологические и финансовые махинации, уклонение от уплаты налогов, халатность и незаконное предпринимательство.

Процедурные отличия в ряде стран

Институт импичмента преимущественно регламентируется конституцией. Ключевыми моментами при описании механизма являются следующие:

  • орган, инициирующий вопрос о недоверии к главе государства;
  • инстанция, принимающая финальное решение о необходимости импичмента;
  • должность, на которую будет возложено временное исполнение обязанностей Президента.

В большинстве случаев отрешение от должности происходит либо парламентским способом, как в США, либо комбинированным, как во Франции.

Во французском уголовном праве нет исчерпывающей трактовки термина «государственная измена»

Английская модель

По данным историков эта процедура практиковалась в Англии уже в XIV в. Она касалась не лидера страны, а нижестоящих должностных лиц. Расследование предполагаемых преступлений проводилось Палатой Общин, порой даже без подготовительного следствия. Импичмент в этом контексте трактовался как механизм привлечения к ответственности, но не ухода с поста. Дальнейшие процедурные моменты были в ведении парламентского суда и Палаты лордов.

Американская традиция истоками уходит в английскую.

  1. Согласно положению Конституции, должностные лица, за исключением состоящих на военной службе, при появлении прецедента могут быть подвергнуты импичменту.
  2. Обвинение выдвигает Палата представителей.
  3. Основание для недоверия — серьезные преступления.
  4. Поскольку состоящие на высокопоставленных военных должностях находятся в ведении судов военных трибуналов, рассматриваемая процедура на них не распространяется.
  5. После того, как правомерность действий Президента подвергнута сомнению, дальнейшее разбирательство проходит в Сенате. Для отрешения от должности требуется согласие не менее 2/3 человек от общего состава.
  6. Помимо отстранения от должности, бывший Президент лишается возможности в будущем претендовать на государственный пост.
  7. Импичмент не означает последующее уклонение от ответственности в гражданских судах.

Наиболее нашумевший импичмент был вынесен Эндрю Джонсону в 1868 г.

Европейские страны

В ФРГ, например, существует разделение юридической и политической ответственности Президента. Инициатором процедуры выступает парламент. Согласно французской конституции глава государства может привлекаться к конституционно-правовой и уголовной ответственности, что, например, не возможно в ФРГ. В Чешской Республике запрещено привлекать к подобного рода ответственности человека, занимавшего столь высокий пост. Однако это касается лишь преступлений, совершенных им во время исполнения своих полномочий в роли Президента.

Первый импичмент в Европе состоялся в отношении Президента Литвы

Таблица 3. Сравнительная таблица особенностей процедуры в государствах постсоветского пространства

Страна Основания для импичмента Компетентные органы
Украина
  • государственная измена;
  • иное преступление.
  • Комиссия в рамках Верховной Рады с прокурором и следователями;
  • Конституционный и Верховный Суды.
  • Молдова
  • нарушение положений Конституции.
  • Парламент;
  • Референдум.
  • Грузия
  • государственная измена;
  • нарушения Конституции;
  • другие преступления.
  • Парламент;
  • Конституционный и Верховный Суды.
  • Беларусь
  • государственная измена;
  • не тяжкое преступление.
  • Палата Представителей;
  • Сенат.
  • Армения
  • государственная измена;
  • тяжкое преступление.
  • Национальное собрание;
  • КС.
  • Таджикистан
  • нарушение присяги;
  • совершение преступления.
  • Комиссия Маджлиси Оли;
  • КС и ВС.
  • Узбекистан Импичмент не предусмотрен Туркменистан
  • нарушение Конституции;
  • несоблюдение законов Халк маслахаты.
  • Халк маслахаты.
  • Заключение

    Глава государства несет ответственность перед народом. Чтобы побудить Президента соизмерять свои действия с Конституцией РФ не только в период выборов, был создан Институт отрешения. Несмотря на сложность, эта процедура является необходимой и считается одним из признаков демократического государства.

    Источник: http://yr-expert.com/otreshenie-prezidenta-ot-dolzhnosti/

    ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Мера конституционной ответственности Президента РФ, выражающаяся в досрочном прекращении его полномочий в связи с совершением определенных правонарушений.

    О. от д. П. РФ было предусмотрено при введении поста Президента в 1991 г. Согласно Конституции, он отрешался от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги. Такое решение принималось Съездом народных депутатов РСФСР на основании заключения Конституционного Суда РСФСР большинством в две трети голосов от общего числа депутатов по инициативе Съезда, Верховного Совета РСФСР или одной из его палат.

    Процедура голосования Съезда народных депутатов РФ применялась один раз — в марте 1993 г. На апрель 1993 г. Съездом был назначен референдум по основным положениям новой Конституции РФ. Однако 11 марта 1993 г. VIII Съезд принял решение об отмене референдума. В ответ 20 марта 1993 г. Президент объявил по телевидению о своем Указе об особом порядке управления страной и о назначении на 25 апреля 1993 г. референдума — по вопросу о доверии Президенту РФ, а также по проекту новой Конституции (всего текста, а не только основных положений) и закона о выборах в федеральный парламент.

    На срочно созванном IX внеочередном Съезде народных депутатов 28 марта 1993 г. голосовались предложения об отрешении Президента РФ от должности и об отзыве Председателя Верховного Совета РФ. Голосование было тайным с одним бюллетенем по обеим кандидатурам. Из 1033 депутатов получили бюллетени для голосования 924, при вскрытии в ящиках обнаружено 909 бюллетеней. За отрешение проголосовало 617 депутатов, против — 268. Для принятия решения требовалось квалифицированное большинство в две трети, т. е. 689 голосов, поэтому предложение об отрешении не прошло.

    По Конституции РФ 1993 г. (ст. 93), Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Других оснований отрешения Конституция РФ не предусматривает.

    Процедура отрешения такова. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов ГД от общего их числа. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно Регламенту ГД, обсуждение предложения депутатов проводится на заседании ГД, на котором выступают уполномоченный от депутатов группы, выдвинувшей обвинение, и председатель специальной комиссии. Выступают депутаты, эксперты; полномочные представители Президента и Правительства в ГД могут получить слово вне очереди. ГД принимает решение о выдвижении обвинения против Президента двумя третями от общего числа депутатов палаты. Решение принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней.

    Решение ГД передается в Совет Федерации (СФ), а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента, а Верховный Суд — заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. На заседании СФ рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя ГД об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю КС и Председателю Верховного Суда для оглашения заключения этих органов. Заслушивается заключение Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание СФ приглашается Президент, ему или его представителю по их желанию может быть предоставлено слово. Решение СФ об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов данной палаты. Голосование — тайное с использованием бюллетеней. Решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента. Если решение СФ в указанный срок не принято, обвинение против Президента считается отклоненным.(С. А.)

    Источник: http://gufo.me/dict/constitutionallaw/%D0%9E%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0%A8%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95_%D0%9E%D0%A2_%D0%94%D0%9E%D0%9B%D0%96%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%98_%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%97%D0%98%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90_%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%99_%D0%A4%D0%95%D0%94%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98

    Процедура отстранения президента от должности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here