Логопедическая работа по восстановлению голоса

Самое полное описание темы: "Логопедическая работа по восстановлению голоса" с комментариями специалистов. На все сопутствующие вопросы вам сможет ответить дежурный юрист.

Логопедическая работа по восстановлению голоса

Таким образом, представленный в данной главе материал доказывает, что тяжелые и длительные органические заболева­ния гортани оказывают отрицательное влияние на психофизиче­ское состояние ребенка, на формирование его речевой и голосо­вой функции. При этом наблюдаются:

1. Задержка психического и физического развития.

2. Нарушение эмоционально-волевой сферы.

3. Задержка речевого развития.

4. Глубокое расстройство дыхания и голосообразования, вплоть до полного отсутствия голоса — афонии или значительно­го нарушения высоты, силы и тембра голоса — дисфонии.

ГЛАВА III Методика восстановления и развития голоса у детей

Восстановление голоса у детей при органических заболева­ниях гортани — сложный и длительный процесс. Трудности лого­педической работы с этими детьми обусловлены несколькими отрицательными факторами, из которых основное значение име­ет нарушение анатомической целостности гортани в результате многократных операций по удалению опухолей, иссечению руб­цов гортани, а также раннее наступление заболевания гортани (чаще до 3 лет) и его неблагоприятное влияние на психофизиче­ское и речевое развитие ребенка. Все указанные факторы дик­туют необходимость проведения логопедических занятий с учетом особенностей развития детского организма, с использова­нием основных дидактических принципов советской педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Ребенок младшего возраста подчас не понимает предъявляемых ему требований, не проявляет интереса к занятиям. Поэтому его нужно заинтересовать ярким, наглядным материалом, все объ­яснения давать в простой, образной и понятной форме, широко использовать игры.

Положительный результат логопедической работы достигает­ся благодаря большим компенсаторным возможностям детско­го организма. Как известно, у ребенка компенсаторные возмож­ности к восстановлению утраченной функции организма выше, чем у взрослых, и последняя восстанавливается быстрее и луч­ше при создании соответствующих благоприятных условий раз­вития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими на­рушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязоч-ный голос.

Трудности логопедической работы по восстановлению голоса у детей связаны также с тем, что в специальной литературе это­му вопросу уделяется недостаточно внимания. Многочисленные работы русских и советских педагогов-вокалистов и врачей-фо-ниатров посвящены главным образом постановке и охране пев­ческого голоса у взрослых и детей, а также восстановлению функциональных расстройств голоса у взрослых. Большинство исследователей предлагают ряд ортофонических упражнений главным образом голосовых) при восстановлении голоса у взрослых. Некоторые из этих упражнений использовались в работе со взрослыми больными, страдавшими стенозом гортани на Почве огнестрельных ранений, травм, опухолей гортани [24] .

Что касается органических нарушений голоса у детей, то имеются лишь описания единичных наблюдений по поводу этио­логии нарушений голоса, клинической картины гортани у этих детей и отдельные методические приемы восстановления голоса. По наблюдению ряда клиницистов изменение голоса и дыхании являются первыми симптомами заболевания гортани. Хирур­гическое вмешательство на гортани нарушает смыкательную фун­кцию голосовых складок и нормальное звучание голоса. При этом отмечается гиперфункция ложных складок и образование ложносвязочного голоса. Тембр его неприятный, даже «квакающий», монотонный, грубый, хриплый, сдавленный. Современная восстановительная логопедия осуществляет свою задачу восстановления утраченной функции организма, пользу­ясь наиболее гуманными, не травмирующими больного метода­ми. И при восстановлении голоса целесообразно применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода — Г. Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который действует на мускулатуру и на слизистую оболочку гортани, регулирует кровообращение, уменьшает коли­чество слизи.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-34.shtml

Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – м: Просвещение, 1973.

Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голо­са у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973. — 151 с. с ил.

В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физио-логических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофониче-ских упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий

Книга предназначена для студентов дефектологических факульте­тов педагогических институтов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

На логопедическом отделении дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина читается курс «Нарушения голоса у детей и под­ростков» и проводится «Практикум по постановке голоса и выра­зительности речи».

Содержание курса лекций и практикума, как это следует из их названий, определяется теми задачами, которые встают перед специалистами-логопедами в связи с тем, что некоторая часть детей и подростков имеет те или иные нарушения голоса. Эти нарушения могут быть следствием самых различных факторов: перенапряжения голоса, закономерного последствия хи­рургического вмешательства по поводу различных заболеваний голосообразующего аппарата и т. д.

Разного рода нарушения голоса (органического и функцио­нального характера) оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние, формирование речи. Это и понятно, если учесть то зна­чение, которое имеет голос в процессе общения. Известна, напри­мер, роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на лич­ность в целом и отдельные ее проявления зависит от характера и глубины расстройства. Диапазон встречающихся нарушений—от полной потери голоса (больной говорит только шепотом — афо­ния) До незначительных его изменений.

В связи со сказанным возникает настоятельная необходимость в преодолении встречающихся у детей и подростков расстройств голоса. Задача эта может быть решена на основе осуществляемой рядом специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта.

Целесообразность подготовки данного пособия обусловлена тем, что в имеющейся литературе по преимуществу излагаются приемы восстановления голоса у взрослых. Там же, где речь идет о восстановлении голоса у детей, содержится описание лишь отдельных методических приемов, не представляющих сколько-ни­будь законченной системы. Усвоение содержания пособия помо­жет студентам овладеть системой восстановления голоса у детей и творчески использовать ее в своей дальнейшей работе.

Читайте так же:  Надбавка за выслугу лет в мвд

Поэтому основная задача автора пособия состоит в изложении метода восстановления голоса у детей и подростков в процессе ло­гопедической работы. В ходе теоретической разработки вопроса и проведения практической работы использовались методы восста­новления голоса у подростков и взрослых при функциональных его нарушениях (Н. Ф. Лебедева, М И Фомичев, Ф А Иванов­ская, А. Т Рябченко), некоторые приемы вокальной методики (Е, Н Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, Л. Б. Дмит­риев), материалы исследований иностранных фониатров и лого-терапевтов (Г. Гутцман, В. Во, Д. Тарно, М Бери, Д. Эйзенсон, В. Рипер).

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-1.shtml

Логопедическая работа по восстановлению голоса

Рис. 8. Запись дыхания после проведения логопедических занятии Амплитуда и ритм дыхательных движений равномерные Преобладает диафрагмальное дыхание Выдох достаточной силы и продолжительности.

В дальнейшем, по мере тренировки фонационного дыхания, дыхательные упражнения усложняются. Ребенку предлагаются упражнения на удлинение выдоха:

1) выдох на счете шепотом и громко,

2) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок с добо poi воздуха,

3) чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе,

4) чтение небольшого (3—4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе. Подобные упражнения предполагают со­четание дыхательных движений с тренировкой сильного, звонко­го, модулированного голоса.

Таким образом, проведение ертикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедической лечебной физкультуры является под­готовительным этапом в процессе восстановления голоса. В ходе подготовительного этапа артикуляционный и дыхательный аппарат ребенка приспосабливаются к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

II. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-78.shtml

Результаты логопедической работы по восстановлению голоса

Эффективность комплексного ортофонического метода была проверена в условиях сурдологопедического отделения Московской детской больницы имени Ф.Э. Дзержинского. Занятия проводились с 80-ю детьми, страдающими папилломатозом и рубцовым стенозом гортани.

Результаты логопедической работы оценивались по следующим параметрам:

1) восстановление голоса при афонии и дисфонии,

2) улучшение голоса,

3) без изменений.

Качество восстановленного голоса зависит от ряда факторов:

1. От строения и функции нервно-мышечного аппарата гортани. Чем полноценнее функция истинных голосовых складок, тем лучше тембр восстановленного голоса.

У наблюдаемых детей нормальная подвижность голосовых складок была лишь у 5% детей, ограниченная подвижность — у 95% детей. Фонация истинными складками была возможна у 26% детей, ложными — у 74% детей. В процессе логопедических занятий у 55% детей удалось активизировать деятельность деформированных истинных голосовых складок. Качество полученного голоса можно представить следующим образом:

грубый, хриплый — у 12,5% детей,

грубый, хриплый, немодулированный — у 10% детей,

глухой — у 7,5% детей.

2. От возраста ребенка. Чем моложе ребенок, тем выше компенсаторные возможности его центральной нервной системы.

Но, с другой стороны, дети младшего возраста подчас не понимают предъявляемых к ним требований, не проявляют интереса к занятиям, пассивно относятся к отсутствию голоса. Поэтому предъявляются определенные требования к методике проведения логопедических занятий — они должны быть интересными, насыщенными игровым и наглядным материалом. Занятия строятся с учетом возраста ребенка, его индивидуальных личностных особенностей, состояния психической и речевой сферы.

3. От длительности и тяжести заболевания гортани. Многочисленные операции на гортани в процессе лечения папилломатоза и рубцового стеноза гортани значительно травмируют голосовые складки. Заболевание гортани приводит к глубокому нарушению голосовой и речевой функций ребенка, что усугубляется астеническим синдромом, психической травмой и длительной госпитализацией.

Некоторое отставание в темпах психического и речевого развития полностью преодолевается.

Все наблюдаемые нами дети — ученики общеобразовательной школы, которые успешно осваивают ее программу. В дальнейшем они продолжают учиться и включаются в трудовую деятельность.

Приводим краткие выписки из историй болезни:

Саша В., 13 лет. Голос отсутствовал в течение 10 лет. Восстановлен громкий, модулированный, несколько хриплый голос.

Марк Г., 6 лет. Голос отсутствовал с рождения. Восстановлен громкий, звонкий голос.

Люда М., 9 лет. Голос отсутствовал в течение 7 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.

Игорь С, 8 лет. Голос отсутствовал в течение 6 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.

Маша М., 13 лет. Голос отсутствовал в течение 12 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.

Света Б., 16 лет. Голос отсутствовал в течение 14 лет. Восстановлен громкий, несколько грубый и хриплый голос.

Галя Б., 13 лет. Голос отсутствовал в течение 11 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.

Ваня Р., 15 лет. Голос отсутствовал в течение 13 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос.

Руфа Б., 17 лет. Голос отсутствовал в течение 14 лет. Восстановлен громкий, несколько грубый голос.

Нелли А., 14 лет. Голос отсутствовал в течение 11 лет. Восстановлен громкий, несколько хриплый голос.

Света Я., 15 лет. Голос отсутствовал в течение 12 лет. Восстановлен громкий голос.

Лида К., 14 лет. Дисфония в течение 13 лет. Восстановлен громкий, звонкий, модулированный голос.

Люба Л., 11 лет. Афония, ринолалия в течение 6 лет. Восстановлен громкий голос с незначительной назализацией.

Зоя С., 15 лет. Дисфония в течение 13 лет. Восстановлен громкий, звонкий, модулированный голос.

Проверка отдаленных результатов логопедической работы показала, что у 65% детей после окончания логопедических занятий произошло дальнейшее улучшение качества голоса, у 32,5% он остался без изменений, у 2,5% детей ухудшился в связи с ростом папиллом гортани.

Критериями катамнестической оценки были умение ребенка пользоваться громким голосом в повседневном речевом общении, передача эмоциональной окраски речи, богатства ее мелодики и интонаций.

Катамнестические сведения показывают, что почти все дети (кроме двух) пользуются звучным голосом в общении с окружающими и при этом не испытывают особых затруднений. Восстановление голоса положительно повлияло на оздоровление личности ребенка в целом — активизировало его психический тонус и укрепило желание занять свое полноправное место в жизни и детском коллективе.

Источник: http://studfile.net/preview/5799934/page:14/

Методичка для логопедов. Часть 8. Восстановление голоса при экстирпации гортани

Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми

Часть 8. Восстановление голоса при экстирпации гортани

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов России

логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова г.Уфы
Фаткуллина Л.К.

Восстановление звучной речи у лиц, перенесших тотальную экстирпацию гортани, представляет собой сложный комплексный процесс. Речевое общение может быть восстановлено только посредством образования псевдоголоса. Для появления псевдоголоса необходимо создание нового физиологического образования в пищеводе — псевдоголосовой щели на уровне 5—6 шейных позвонков. В момент фонации, т. е. при произнесении слова, происходит смыкание передней, задней и боковых стенок пищевода, размыкаемых воздухом из нижележащих отделов. Наличие небольшого количества воздуха в пищеводе имеется у всех людей, а специальные тренировки помогают увеличить его объем.

Читайте так же:  Военный билет в 35 лет

Больные должны приступать к восстановительным занятиям вскоре после операции и завершения курса лучевой терапии. Начинать занятия в период лучевой терапии нельзя. Приступающие к курсу восстановления звучной речи больные должны представить заключение логопеду — афазиологу об отсутствии метастазов злокачественной опухоли и противопоказания для проведения обучения. Противопоказаниями будут резкое раздражение вокруг трахеостомы, ее сужение, гипертоническая болезнь II, III степени, недавно перенесенный инфаркт миокарда.

Весь курс восстановления звучной речи делится на 4 этапа:

Первый этап – подготовительный — тренировка шейной мускулатуры, верхнего отдела пищевода и диафрагмы. Особое внимание следует обратить на занятия лечебной физкультурой по специальному комплексу для адаптации к новому типу дыхания (дыхание через трахеостому).

Второй этап — создание благоприятных условий для образования псевдоголосовой щели и вызывания псевдоголоса. Вновь образованный голос (псевдоголос) вводится в слоги, слова, короткие предложения.

Третий этап — начало общения псевдоголосом, работа над звучностью и внятностью речи больного.

Четвертый этап — расширение диапазона и работа над тембром псевдоголоса. Больной работает над увеличением силы звука, улучшением тембра и модуляций имеющегося псевдоголоса.

Приступая к проведению курса реабилитации восстановительного обучения, необходимо учитывать, что его эффективность зависит от состояния психики больных, так как все они тяжело травмированы наличием злокачественного новообразования, потерей звучной речи в послеоперационном периоде и угрозой социальной дезадаптации — нарушением трудоспособности.

Необходимо обращать внимание на состояние зубов у лиц, перенесших полное удаление гортани и лучевую терапию. Нарушения зубных рядов мешают обучению, поэтому нуждающихся следует направлять к стоматологу для заблаговременного протезирования во избежание удлинения курса восстановления звучной речи. Съемные зубные протезы, которые были удобны до операции, во время занятий по образованию псевдоголоса оказываются нередко плохо фиксированными, что также затрудняет обучение.

Упражнение 1 — Дуть в губную гармошку рекомендуется медленно, спокойно. Очень ослабленным больным в качестве предварительного упражнения предлагается дуть на вату, а затем при появлении воздушной струи, колеблющей кусочек ваты, дуть в губную гармошку по 0,5 минуты 10—12 раз в день, с интервалами по 20 минут.

Упражнение 2 — Стоя, слегка наклонив корпус вперед и свободно опустив руки, больной с открытым ртом при напряжении мышц живота и подъеме диафрагмы подражает рвотному движению, задержав дыхание.

Данное упражнение рекомендуется повторять не более 3 раз подряд. Звук псевдоголоса может появиться не сразу, а через некоторое время после выполнения упражнения.

Упражнение 3 — Больной ложится на кушетку без подушки. Ему предлагается сначала отдохнуть и спокойно дышать 2—3 минуты, а затем уже приступать к выполнению упражнения: лежа, с открытым ртом втянуть живот, тем самым поднять диафрагму и попытаться сделать подобие рвотного движения, задержав дыхание.

Упражнение 4 — При появлении звука псевдоголоса больные произносят доступные слова:

Как, Катя, Капа, каток, какао.

Кот, ком, кок, Коля, кофе.

Там, так, ток, Толя, таз, Том.

Упражнение 5 — Кот катает, катает клубок. Ким кормит, кормит кур. Кот катает клубок. Ким кормит кур. Ким ел котлеты. Коля ел кисель. Катя была в кино. Капе купили куклу. Коле купили коньки. Кира купила какао. Коля купил кекс.

Упражнение 6 — Толя тянет, тянет Таню. Тимка тащит, тащит таз. Толя тянет Таню. Тимка тащит таз. Толя играет в теннис. Тося катает клубок. Толя читает толстый том. Там живет Таня.

Логопеду не следует обращать внимание больного на недостаточную громкость и внятность произносимых им слов.

Упражнение 7— После того как указанные упражнения перестанут вызывать затруднения, следует предлагать обучающемуся переходить постепенно на звучную речь в быту. Произнесение слов, начинающихся с согласных звуков, на этом этапе трудностей обычно не вызывает, однако почти у всех обучающихся отмечается некоторый страх при переходе на звучную речь в быту.

Логопедам — афазиологам в этот период занятий приходится особенно учитывать интересы больного, его профессию, бытовое окружение и необходимость устного общения на работе.

Источник: http://logopedrunet.ru/metodichka-dlya-logopedov-chast-8-vosstanovlenie-golosa-pri-ekstirpacii-gortani/

Алмазова е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей

под общ. ред. Г. В. Чиркиной

М.: Айрис-пресс, 2005

В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физиологических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. Книга адресована логопедам-практикам а также студентам дефектологических факультетов.

Содержание

1 Классификация нарушений голоса у детей и подростков 9

Клинико-педагогический подход к нарушениям голоса 9

Функциональные нарушения голоса 13

Видео (кликните для воспроизведения).

Органические нарушения голоса 25

2 Особенности психического и речевого развития детей с органическими заболеваниями гортани 52

3 Методика восстановления и развития голоса у детей 69

Общие проблемы восстановления голоса у детей 69

Содержание курса логопедических занятий по восстановлению голоса 87

Подготовительный этап логопедических занятий 87

Восстановительный (основной) этап логопедических занятий 111

Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования) 178

Особенности логопедической работы при дисфонии 180

Особенности логопедической работы по устранению ринофонии 182

Результаты логопедической работы по восстановлению голоса 190

Предисловие

Елена Самсоновна Алмазова родилась 2 августа 1935 г. В 1953-1958 гг. была студенткой логопедического отделения дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). В 1960-1964 гг. обучалась в заочной аспирантуре при кафедре психопатологии и логопедии под руководством профессора С.С. Ляпидевского. Научные интересы Е.С. Алмазовой сложились в период работы в логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 (г. Москва), где она начала заниматься восстановлением голоса у детей с органическими заболеваниями гортани. В отделении, которое являлось базой клиники детского возраста ГНИИ уха, горла и носа, проводились серьезные исследования нарушений голоса, апробировались новейшие лечебно-педагогические методики.

Читайте так же:  Возвращают ли проценты при досрочном погашении кредита

Первые научно-методические разработки были начаты Е.С. Алмазовой еще в 1958 г., их результаты были опубликованы в I и II выпусках «Очерков по патологии речи и голоса» под редакцией С.С. Ляпидевского (1960-1963), в Ученых записках, журналы «Вопросы дефектологии» МГПИ им. В.И. Ленина (1964) под ред. X.С. Замского, С.С. Ляпидевского и др.

После окончания аспирантуры и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Е.С. Алмазова, не прерывая связи с клиникой, начала работать на дефектологическом факультете. Елена Самсоновна с блеском читала лекции, вела практические занятия, семинары на отделениях логопедии и олигофренопедагогики. Все виды вузовской работы Е.С. Алмазова — сначала ассистент, затем доцент — выполняла на высоком научно-теоретическом и организационно-методическом уровне. Она разработала ряд учебных курсов, написала программы, подготовила лекционный курс по проблеме нарушений голоса на английском языке, получала приглашения читать лекции в разных странах.

Вклад Е.С. Алмазовой в подготовку кадров дефектологов значителен. Ее многочисленные ученики — ныне выдающиеся специалисты в разных областях логопедии, с неизменным уважением вспоминают своего учителя, ее эрудицию, глубокое знание специальной литературы по логопедии и смежным дисциплинам, ее содержательные и эмоциональные лекции, выступления на научных конференциях. Известные специалисты-дефектологи О.С. Орлова, Е.Д. Худенко, которым довелось слышать лекции Е.С. Алмазовой, всегда стараются передать своим слушателям не только содержание разработанной ею методики, но и свойственную ей способность вызвать у логопеда неподдельный интерес к своей профессии. Увлеченный наукой человек — Елена Самсоновна приобщала к исследовательской работе и студентов, руководила интересными курсовыми и дипломными работами, вела научный кружок, готовила доклады студентов на межвузовские студенческие научные конференции.

Круг научных интересов Елены Самсоновны в России был широк, но основной ее поиск был направлен на изучение и восстановление детского голоса. Работая в этом аспекте, она вместе с Б.М. Гриншпуном, В.И. Селиверстовым, В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской под руководством С.С. Ляпидевского способствовала становлению научной школы кафедры психопатологии и логопедии (позднее логопедии), развивала психолого-педагогические основы логопедии в ее связи с другими дисциплинами, в первую очередь с психолингвистикой. Величайший авторитет в логопедии, Е.С. Алмазова параллельно с вузовской работой продолжала научные изыскания, консультировала детей, взрослых, обращавшихся к ней с разными проблемами, оказывала методическую помощь логопедам и фониатрам.

Проблема нарушений голоса и их коррекции долгие годы была, да и сейчас остается, одной из сложнейших, это направление было представлено в науке и практике недостаточно. Е.С. Алмазова представила подробный анализ клинических и психолого-педагогических особенностей детей с такими нарушениями, разработала методику восстановления голоса, которая получила широкое распространение и показала высокую ее эффективность.

Е.С. Алмазова подчеркивала необходимость медико-психолого-педагогического подхода к изучению и лечению таких больных, детально анализировала все аспекты комплексного воздействия (лечебного, психотерапевтического, педагогического и воспитательного). Выделяя в структуре дефекта первично пострадавшее звено и вторичные проявления нарушения, Е.С. Алмазова четко определяла основную направленность системы ортофонического воздействия, при этом подчеркивая, что эта работа строго индивидуализированная, что наилучший терапевтический эффект достигается комплексной терапией — хирургическим, медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием, логопедическими занятиями и лечебной физкультурой. Е.С. Алмазова неизменно утверждала, что восстановление голоса возможно даже при очень тяжелых, казалось бы, необратимых деформациях гортани и голосовых складок.

Можно с уверенностью утверждать, что издание книги по сложной проблематике восстановления и развития детского голоса будет встречено с интересом не только логопедами-практиками, но и преподавателями дефектологических факультетов, специалистами в области фониатрии и фонопедии.


Доктор пед. наук, профессор Г.В. Чиркина

Кандидат пед. наук, профессор С.Н. Шаховская

Источник: http://studfile.net/preview/5799934/

Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей-ринолаликов

Работа в течение многих лет в детском саду, мне часто приходилось и приходится заниматься с детьми, имеющими врожденные расщелины мягкого и твердого неба, то есть ринолалию.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Анатомические дефекты вызывают расстройство дыхания, фонации, речи и слуха. Значительно страдает и фонационное дыхание. Оно становится учащенным и поверхностным из-за значительной утечки воздуха в нос. Голос у таких детей тихий, сдавленный, с ярко выраженным носовым оттенком. В имеющийся литературе довольно полно отражены разделы работы логопеда по исправлению речи при ринолалии (артикуляционная и дыхательная гимнастика, постановка, закрепление и автоматизация звуков речи), но мало раскрыта методика работы над голосом. В своей статье я хочу уделить внимание именно логопедической работе по устранению ринофонии.

Строение и конфигурация полостей надглоточных резонаторов и мышечных стенок имеют огромное значение в превращении основного ларингиального звука в человеческий голос благодаря индивидуальной тембральной окраске. При увеличении либо уменьшении доли участия той или иной полости черепа в резонансе сразу меняется тембр голоса. Наиболее заметен и неприятен избыточный носовой оттенок – открытая ринофония. При ней носовая полость становится парным ротовой полости резонатором из-за нарушения анатомической целостности неба или функциональной недостаточности небно-глоточного смыкания, когда не обеспечивается изоляция полостей носа в потоке речи.

Многолетние наблюдения показывают, что по всем качествам, за исключением носового оттенка, голос детей-ринолаликов до 5-6 лет не отличается от голоса детей с нормальным строением верхней челюсти, но после этого возраста голос начинает значительно ухудшаться. Начинается неравномерная работа правой и левой носовых складок, то есть появляются все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, которые окончательно закрепляются к 13-14 годам.

Есть три основных причины нарушения голоса при ринолалии:

1. Нарушения механизма небно-глоточного смыкания. В случаях незаращения неба мышцы мягкого неба т глотки начинают работать как антагонисты, в мышцах глотки развивается дистрофический процесс, приводящий к функциональному расстройству голосового аппарата.

2. При врожденных незаращениях неба и функциональной недостаточности небно-глоточного смыкания часто наблюдается артикуляция ряда звонких согласных ларингиальным способом, при котором щели и смыкания осуществляются на уровне гортани и озвучиваются трением воздуха о края голосовых связок, что может провоцировать их отечность и узелковые образования.

Читайте так же:  До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя

3. На развитие голоса влияют особенности поведения детей, страдающих открытой ринофонией, особенно если она сочетается с изменениями в строении лицевой части черепа (врожденная расщелина губы, деформация носа, изменение прикуса). Стесняясь своей внешности и дефектности речи, дети привыкают говорить тихим голосом, максимально ограничивают речевое общение, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расширения его диапазона.

У больных преобладает ключичный тип дыхания, фонационный выдох резко укорочен, что связано со значительной утечкой воздуха в нос. У большинства детей наблюдается полная дискоординация дыхания с голосоведением. Поэтому основной целью логопедических занятий является восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциацией носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого полетного звучания голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка.

Выделяются три общепринятых этапа логопедической работы по устранению назализации:

1. Оптимизация небно-глоточного затвора, коррекция дыхания, выработка направленной воздушной струи.

2. Постановка голоса, подготовка органов артикуляции к постановке звуков.

3. Координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и произношения.

В первую очередь проводим упражнения для выработки навыка диафрагмально-реберного дыхания, так как этот тип дыхания позволяет увеличивать силу легких, регулировать скорость выдоха, фонировать в грудном регистре, в результате чего выдох удлиняется и носовой оттенок уменьшается. Постановке фонационного дыхания предшествуют упражнения для выработки воздушной струи, без которой невозможен ни ротовой выдох, ни артикуляция речевых фонем.

Для выработки направленной воздушной струи применяем следующие упражнения:

1. Поплевывание: ребенок зажимает кончик языка зубами, затем старается «выплюнуть» язык. Нужно сосредоточить внимание ребенка на ощущении его губ, одновременно ладошкой малыш контролирует температуру и направление воздушной струи. Первое занятие лучше проводить с зажатыми крыльями носа. У детей младше 4-5 лет это упражнение хорошо получается при выплевывании крошек (от более крупных к более мелким).

2. Легкое дутье, полученное от замедленного поплевывания: в этот период с детьми проводятся игры по выработке воздушной струи, которые не увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры. Когда ребенок научится правильно дуть, переходим к дифференциации носового и ротового дыхания.

Коррекция фонационного дыхания предусматривает удлинение речевого выдоха «на опоре». Ощущение «опоры» достигается произвольным контролем за постепенным, параллельным выдоху подъемом диафрагмы и последующим ее расслаблением. Вначале, для усвоения кинестезий, ребенок стоя произносит утрированное звукосочетание «пфф-ф-ф», поднимая диафрагму и затем, завершив произнесение, опуская её. Так можно упражняться в произнесении всех гласных и доступных согласных звуков. Позднее мы переходим к произнесению изолированных слов, спряжению фраз «на опоре», что не только приучает детей выполнять «на опоре» все речевые упражнения, но и помогает как можно раньше ввести этот навык в бытовую речь.

Постановка голоса у детей с незаращениями нёба при значительных укорочениях или неподвижности нёбной занавески проводится в грудном регистре. При этом применяем следующие упражнения:

1. Имитация стона в звукосочетаниях «аах», «ээх», «оох» на мягком тёплом выдохе. Ребёнок сидит на стуле расслабившись, опустив подбородок, положив ладонь на грудь для тактильного контроля резонанса.

2. Протяжное произнесение изолированных гласных в том же исходном положении и манере открытого звучания, в последовательности «а», «э», «о», «у», «ы», «и», то есть по мере возрастания напряжённости нёбной занавески. Кончик языка – у зубов, глотка широко открыта, лабиализация ослаблена, воздушная струя тёплая.

Для ослабления носового оттенка у детей, имеющих достаточное нёбно-глоточное смыкание и подвижную нёбную занавеску, возможна постановка голоса в голосовом регистре. Для этого используются следующие упражнения:

1. «Мычание» — утрированное произнесение звука [м] «в маску» голосом средней громкости, с фиксацией внимания на резонансе полостей и костей носа и черепа. Губы сомкнуты, зубы приоткрыты, глотка расширена.

2. Короткое произнесение гласных [а],[о],[э],[у],[и],[ы] «на мягкой атаке». Рот открыт, язык придвинут к нижним резцам, корень его опущен, глотка широкая. Фиксируем внимание ребёнка на резонансе головы.

3. Произнесение прямых слогов со звуком «м». Звук «м» произносим несколько утрированно. Если у ребёнка есть звук «л», выполняем аналогичные упражнения с этим звуком.

Все упражнения мы повторяем по три-пять раз подряд, сначала отражённо за логопедом, затем многократно – самостоятельно под контролем воспитателя в течение дня.

В случае отсутствия патологических изменений в голосовом аппарате обычно достаточно нескольких занятий по обучению правильному голосоведению. Как только дети ощутят кинестетически и смогут на слух дифференцировать свойственную им нормальную фонацию, они будут в состоянии самостоятельно выполнять, опираясь на новое умение, все последующие речевые упражнения.

И, тем не менее, при выполнении всех упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса «в позиции резонатора» при максимально поднятом нёбе и правильно направленной воздушной струе. Следовательно, только сознательное и активное отношение ребёнка к процессу устранения назализации может являться основным залогом эффективности логопедической работы. Поэтому ежедневная логопедическая работа с детьми-ринолаликами начинается с проведения рациональной психотерапии, путём ежедневных бесед с ребёнком мы вселяем в него уверенность в успехе занятий, а прослушивание магнитофонных записей голосов других детей до и после занятий демонстрирует их реальную пользу.

Изложенные в данной работе методики апробированы мной и другими учителями-логопедами МДОУ на протяжении многих лет, показали хорошую результативность и могут успешно использоваться логопедами дошкольных учреждений для восстановления голоса у детей-ринолаликов.

Библиографический список

1. Алмазова, Е.С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса/ Е.С.Алмазова// Очерки по патологии речи и голоса. – Вып. 2. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. -17-42.

2. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С.Алмазова. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 190с.

3. Вильсон, Д.К. Нарушение голоса у детей / Д. К. Вильсон. – М.: Медицина, 1990. – 447 с.

4. Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев. – М.: Медицина, 1990. – 270 с.

5. Ермакова, И.И. Коррекция ринолалии у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1984. – 142 с.

Читайте так же:  Недостача в инкассаторской сумке

6. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте / М. Зееман. – М.: Медгиз, 1962. – С.284-295.

7. Ипполитова, А.Г. Логопедические приёмы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе / А.Г.Ипполитова // Из опыта логопедической работы. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. – 30 с.

8. Таптапова, С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса / С.Л.Таптапова. – М.: Просвещение, 1984. – 110 с.

Автор: Гордеева Л.В., учитель-логопед МБДОУ № 77 «Родничок» «Детский сад компенсирующего вида» г. Калуги.

Статья размещена в авторской редакции

Источник: http://planetadetstva.net/vospitatelam/korrekcionnaya-rabota-vospitatelam/logopedicheskaya-rabota-po-vosstanovleniyu-golosa-u-detej-rinolalikov.html

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
консультация по логопедии

Скачать:

Вложение Размер
narushenie_golosa.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани

В первую очередь необходимо нормализовать физиологическое и фонационное дыхание. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Первую неделю упр. выполнять по 8-10 раз в день по 45 сек. В дальнейшем чисто тренировок может быть увеличено до 15 раз по 2 мин. за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упр. сокращается до 15-20 сек. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятий значительно укорочена даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет вас. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигается постепенно по мере тренировок.

«Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата.

Этим приемов достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т.е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с «дутьем губной гармошки» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют удлиненный выдох.

Комплекс 1. И.п. – сидя на стуле прямо или стоя:

  1. вдох и выдох через нос (вдох быстрый не очень глубокий, выдох продолжительный);
  2. вдох через нос, выдох через рот;
  3. вдох через рот, выдох через нос;
  4. вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);
  5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
  6. вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;
  7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
  8. вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями).

Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мышц шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать упражнениями.

Комплекс 2. Упражнения выполняются сидя:

  1. и.п. руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук.
  2. и.п. сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.
  3. и.п. ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук.
  4. движение нижней челюсти вниз, в сторону, вперед. Сжимание челюстей.
  5. надувание щек.
  6. доставание кончиком языка мягкого неба
  7. поднятие мягкого неба при зевке

Оба комплекса легко выполнимы. Их можно проводить самостоятельно 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.

После этого можно переходить к следующему этапу – голосовые упражнения. Однако дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционной работы.

Начинаем с произнесения звука М .

Упр.1. Предлагается произносить звук М кратно при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое небо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно по мере тренировок, длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, звучным. Как только данное упражнение получается без затруднений, переходим к произнесению открытых слогов.

Упр.2. После длительного произнесения звука М слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти; МА, МО, МУ, МЭ, МЫ . Упражнения проводятся со всеми согласными звуками.

Дальнейшее закрепление голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на второй слог.

Упр.3. произнести слоги:

и т.д. и сочетание слогов с перемещающимся ударением.

нАна-нанА-нананА и т.д.

По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходим к упр.№5.

Упр.5. Тренировка сочетаний гласных звуков с Й . Звук произносится с незначительным шумом, гласный звук должен звучать коротко, твердо, а Й – длительно: АЙ…, ЯЙ…, ОЙ…, УЙ…, ЮЙ…, ЭЙ…, ЕЙ ….

В дальнейшем после получения звучного голоса необходима координация дыхания и голосоведения.

Упр.6. Произнести гласные звуки и их сочетания: А, АО, АУ, АЭ, АИ, АОУ, АОИ, АОУЭИ, АОУИ и т.д.

Сначала сочетания произносятся отраженно (кто-то проговаривает, а вы повторяете), затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать завершенным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации (закрепления) восстановления голоса. Для этого подбираются слова с прямым ударным слогом – МА, МО, МУ. МЭ, МЫ. При произнесении слов типа МАНКА, МОРЕ, МУХА, МЫЛО легко включается верхний резонатор, и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступайте к фразовой речи, чтению стихотворений и прозы. Одновременно с работой над речевым материалом выполняйте вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановительную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле.

Продолжительность реабилитационной работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушений и времени начала занятий. К восстановлению необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания.

Самостоятельные тренировки проводить дробно, ни в коем случае не перенапрягать голосовой аппарат.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/02/19/vosstanovlenie-golosa-pri-parezah-i-paralichah-gortani

Логопедическая работа по восстановлению голоса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here