Дисциплинарная ответственность в информационной сфере

Самое полное описание темы: "Дисциплинарная ответственность в информационной сфере" с комментариями специалистов. На все сопутствующие вопросы вам сможет ответить дежурный юрист.

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 17 дополнена частью 1.1 с 30 июня 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

1.1. Лица, виновные в нарушении требований статьи 14.1 настоящего Федерального закона в части обработки, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 364-ФЗ в часть 4 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 мая 2015 г.

4. Провайдер хостинга, оператор связи и владелец сайта в сети «Интернет» не несут ответственность перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/77688034/a7b26eafd8fd23d18ca4410ac5359e0e/

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Уголовное законодательство Российской Федерации содержит значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в информационной сфере, признаются уголовно наказуемыми. Данные нормы рассредоточены в главах УК РФ

о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324), похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354) и др. Примеры. Ст. 140 УК РФ: неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Ч. 1 ст. 183 УК РФ: собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Ст. 283 УК РФ: разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Главой 28 УК РФ предусматривается ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.

Можно выделить два вида правил эксплуатации ЭВМ, которыми должны руководствоваться в своей деятельности лица, работающие с ЭВМ, системой ЭВМ или их сетью. Первый вид правил — инструкции по работе с ЭВМ и машинными носителями информации, разработанные изготовителем ЭВМ и периферийных технических устройств, которые поставляются вместе с ЭВМ. Эти правила обязательны для соблюдения пользователем ЭВМ под угрозой, как правило, потери прав на гарантийный ремонт и обслуживание. Второй вид правил — правила, установленные собственником или законным пользователем информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Они определяют порядок пользования ЭВМ, системой ЭВМ и сетью ЭВМ, а также иными машинными носителями.

Правила могут быть установлены как компетентными органами, так и изготовителями ЭВМ или разработчиками программного обеспечения, а также собственником либо законным пользователем ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Ответственность за нарушение правил может наступать только в том случае, если эти правила были приняты надлежащим образом (разработаны специалистами и подписаны руководителем учреждения, подразделения и т. п.), закреплены (как правило, на бумажном носителе) и доведены до пользователя (обычно под роспись). Правила могут содержаться в нормативных правовых актах, ведомственных положениях, правилах, установленных в конкретных организациях, технических описаниях и инструкциях по эксплуатации, инструкциях по использованию программ для ЭВМ (соответствующие инструкции могут прилагаться как на бумажных, так и на машинных носителях) и др.

Читайте так же:  По каким причинам можно не платить алименты

Источник: http://students-library.com/library/read/106804-ugolovnaa-otvetstvennost-v-informacionnoj-sfere

Дисциплинарная ответственность за информационные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:58, реферат

Описание работы

Информация в реалиях сегодняшнего дня имеет очень важное, ключевое значение. Замалчивание, сокрытие и искажение ее нарушает права каждого человека. В условиях безграничной динамики общественных отношений все действия с различными видами информации должны неукоснительно соответствовать действующему законодательству.
Доктрина информационной безопасности РФ, разработка стратегии информационной безопасности создают дополнительные механизмы в обеспечении эффективности правового регулирования отношений в информационной сфере, в укреплении гарантий соблюдения прав субъектов правоотношений на основе соблюдения законности.

Содержание работы

Введение.
§1. Понятие ответственности за информационные правонарушения.
§1.1 Понятие юридической ответственности.
§1.2 Особенности информационных правонарушений и их выявление.
§1.3 Виды и формы правонарушений в информационной сфере.
§2. Общая характеристика дисциплинарной ответственности.
§ 2.1 Принципы дисциплинарной ответственности.
§2.2 Порядок применения дисциплинарной ответственности.
§3. Подходы к разработке методологии ответственности в информационном праве.
§4. Ответственность за правонарушения с использованием компьютерной техники.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат Дисц.ответственность вариант окончательный.doc

§3. Подходы к разработке методологии ответственности в информационном праве.

Следует отметить, что серьезных разработок по методологии выявления правонарушений в информационной сфере пока нет, практика идет по пути пристраивания явно выраженных правонарушений к структуре уже существующих кодексов. Законы, даже относящиеся непосредственно к информационной деятельности, формально приписывают статьи об ответственности.

Например, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст. 17 (ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации) предусматривает, за нарушения требований «настоящего» закона применение дисциплинарной, гражданско – правовой, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством

Часть 2 этой статьи устанавливает, что « лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица».

А в части 3 этой же статьи предусмотрено, что в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

На примере, рассмотрю предметные области, которые позволят более четко сформулировать вопросы о мерах и формах ответственности за правонарушения у органов исполнительной власти и местного самоуправления:

  1. Ответственность за правонарушения в организации информационного обеспечения своей собственной деятельности, определяемой положением о конкретном органе. Возникает проблема обмена государственным информационным ресурсом.
  2. Ответственность за сбои в предоставлении информации субъектам, включенным в систему (пространство) конкретного органа управления.
  3. Ответственность за нарушения установленных правил взаимодействия с субъектами, не включенными формально в орбиту компетенции органа исполнительной власти, но имеющие право знать о результатах и методах деятельности органа. Речь идет о прозрачности деятельности органов государственной власти для граждан.

Введение правил работы с информацией, и фиксация нарушений может повлиять на исполнительскую и творческую дисциплину деятельности органов власти, результативность и авторитет. Например, соблюдение режима документированной информации, поступающей в структуру органа от других субъектов, может значительно снизить нарушения прав граждан и юридических лиц. Вид и мера ответственности должна определяться в зависимости от степени их вины в работе с информацией и информационными технологиями: допущение неполноты, искажение, утраты, утаивания, подделки и тому подобных действий с информацией, а также в зависимости от последствий для разных категорий субъектов.

§4. Ответственность за правонарушения с использованием компьютерной техники.

Как утверждают специалисты, для решения задачи установления ответственности за злоупотребления с использованием компьютерной техники целесообразно:

  1. Распространить на информацию и программы для ЭВМ, представленные в форме «Электронной копии», свойства объекта имущественного права, т.е признать их объектом права собственности и товарным продуктом.
  2. Установить правовой режим информации, предусматривающий ее обязательное документирование (как механизм признания информации объектом права собственности).
  3. Признать противоправным умышленное деяния, подпадающие под категории «нарушение норм защиты», «хищение» (копирование), «несанкционированный доступ» и «разработка», а также – распространение компьютерных вирусов, вне зависимости от последствий, к которым они привели.
  4. Установить ответственность администрации за неприятие мер безопасности, приведшие к совершению компьютерных преступлений.

Анализ субъектов информационных отношений показывает, что среди них выделяются категории лиц:

— владельцы информационных систем;

— персонал информационных систем;

В среде традиционной обработки информации все указанные категории можно разделить на две группы: лица, которым разрешен доступ к информации, и лица, которым такой доступ не разрешен. Правонарушения и преступления могут быть совершены:

— по неосторожности (по некомпетентности);

При классификации правонарушений и преступлений следует руководствоваться также: их высокой общественной опасностью, что требует классифицировать даже те действия, которые не нанесли ущерба, но создали предпосылки для его нанесения нарушения технологии обработки, нарушение норм защищенности, неприятие должностных мер по организации защиты; степенью ущерба. При этом ущерб от совершенного преступления может выражаться в форме:

Читайте так же:  Алименты смена фамилии получателя

— прямых финансовых потерь,

Анализ показывает, что в целом можно выделить следующие критерии состава злоупотребления в сфере обработки информации:

  1. Нарушение правил регистрации информационных систем и перечней обрабатываемой информации.
  2. Нарушение правил сбора информации, а именно: получение информации без разрешения и сбор ее сверх разрешенного перечня.
  3. Хранение персональной информации сверх установленного срока.
  4. Ненадлежащее хранение информации.
  5. Передача третьими лицам сведений, составляющих коммерческую тайну, или персональных сведений.
  6. Несвоевременное информирование населения о событиях, явлениях и фактах, могущих причинить вред их здоровью или нанести материальный ущерб.
  7. Превышение пределов компетенции учетной деятельности, допущение неполных учетных записей и фальсификации данных.
  8. Предоставление заинтересованным лицам заведомо неточной информации.
  9. Нарушение установленного порядка обеспечения безопасности информации.
  10. Нарушение правил и технологии безопасной обработки информации.
  11. Нарушение норм защищенности информации, установленных законом.
  12. Нарушение правил доступа к информации или к техническим средствам.
  13. Нарушение механизма защиты информации и проникновение в систему.
  14. Обход средств защиты и проникновение в систему.
  15. Хищение информации с использованием:

А) технических средств;

Б) доступа к носителям данных.

16. Несанкционированное уничтожение данных в информационных системах.

17. Несанкционированная модификация данных в информационных системах.

18. Искажение (модификация) программного обеспечения.

19. Перехват электромагнитных, акустических или оптических излучений.

20. Перехват информации, передаваемой по линиям связи, путем подключения к ним дистанционного съема или любыми другими известными способами.

21. Изготовление и распространение заведомо непригодного ПО.

22. Распространение компьютерных вирусов.

23. Разглашение парольно – ключевой информации.

24. Несанкционированное ознакомление (попытка) с защищаемыми данными.

25. Несанкционированное копирование (хищение).

26. Внесение в программную среду неоговорен ных изменений, в том числе и вирусного характера.

Подводя итог, можно отметить, что интенсивное развитие технологий опережает реакцию законодателя, которому требуется время для адекватной регламентации в законах и иных нормативно – правовых актах отношений, возникающих в рассматриваемой сфере.

Дисциплинарная ответственность должна определяться в зависимости от степени вины в работе с информацией и информационными технологиями: допущение неполноты, искажение, утраты, утаивания, подделки и тому подобных действий с информацией, а также в зависимости от последствий для разных категорий субъектов.

  1. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст. 17.
  2. Трудовой Кодекс, ст.ст. 81, 83, 192.
  3. И.А.Александров. Увольнение работника: порядок и оформление.
  4. И.Л. Бачило. Информационное право. М., 2009 г.
  5. О.А Городов. Основы информационного права.

Источник: http://www.yaneuch.ru/cat_22/disciplinarnaya-otvetstvennost-za-informacionnye-pravonarusheniya/84533.1518313.page2.html

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Объектом административного правонарушения в информационной сфере являются правоотношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации.

Объективная сторона правонарушения заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Применительно к правонарушениям в информационной сфере действия могут быть совершены различными способами: нарушение правил, порядка действий и поведения, ведение документации, предоставление сведений, негласное получение информации и другие, отнесенные законом к действиям противоправным. Данные правонарушения могут совершаться и путем бездействия — непредоставление информации, сокрытие, отказ в предоставлении информации и т. д. Объективная сторона также может включать и факультативные признаки — время, место, способ, характер совершенною деяния. Субъектами административного правонарушения согласно ст. 2.1 КоАП РФ являются физические и юридические лица. Большинство статей, регламентирующих ответственность в информационной сфере в гл. 13, предусматривают административную ответственность юридических лиц.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Видео (кликните для воспроизведения).

представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.19), использования служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), непредставления информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6), разглашения сведений о мерах безопасности (ст. 17.13), непредставления сведений (информации) (ст. 19.7), непредставления ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, в органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля (ст. 19.8), нарушения законодательства о наименованиях географических объектов (ст. 19.10), представления ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство (ст. 19.18), подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использования, передачи либо сбыта (ст. 19.23), нарушения правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23), несообщения сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.4), умышленной порчи или утраты документов воинского учета (ст. 21.7), и др.

Источник: http://students-library.com/library/read/106803-administrativnaa-otvetstvennost-v-informacionnoj-sfere

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

За совершение правонарушений в информационной сфере при исполнении служебных обязанностей возможно наступление дисциплинарной ответственности в соответствии как с законодательством о государственной службе, так и с трудовым законодательством.

Так, согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 57—59) за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, администрация имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Читайте так же:  Продолжительность оплачиваемого отпуска инвалидов

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего проводится служебная проверка. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по ее результатам; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Администрация может снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 192—194) за совершение работником дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника в случаях, когда виновные действия,

дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. He допускается применение дисциплинарных взысканий, не

предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работ никому не предоставлено, составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного (профсоюзного) органа работников.

Читайте так же:  Три дня отпуска при рождении ребенка закон

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Источник: http://students-library.com/library/read/106805-disciplinarnaa-otvetstvennost-v-informacionnoj-sfere

Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственности за правонарушения в информационной сфере

За совершение правонарушений в информационной сфере при исполнении служебных обязанностей возможно наступление дисциплинарной ответственности в соответствии как с законодательством о государственной службе, так и с трудовым законодательством. Так, согласно Закону ЛНР «О государственной гражданской службе Луганской Народной Республики» (ст. 54) за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, администрация имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

В соответствии с Трудовым кодексом ЛНР за совершение работником дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Специфика гражданско-правовых отношений, характеризующихся равенством участников, предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности, которая выступает одной из разновидностей юридической ответственности. Главной из этих особенностей является имущественный характер принудительных мер воздействия на правонарушителя. Комплекс гражданско-правовых мер, носящих имущественный характер, с помощью которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) субъективных прав в информационной сфере, достаточно неоднороден по своим общественным последствиям и юридической природе.

Какие из принудительных гражданско-правовых мер следует отнести к разряду влекущих для нарушителя неблагоприятные последствия имущественного характера? Это будут меры, связанные с возмещением убытков, взысканием неустойки и компенсацией морального вреда. Имущественные издержки нарушителя, являющиеся следствием применения данных мер, должны компенсировать или, другими словами, эквивалентно восполнить имущественную сферу потерпевшего.

Меры гражданско-правовой, ответственности предусмотрены в общем видев информационном законодательстве и в Гражданском кодексе. Согласно Закона Украины «Об информации» лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

При этом требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством требования защиты информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

В случае если распространение определенной информации ограничивается или запрещается -законом, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации. В ст. 297 ГК Украины определено, что физическое лицо может обратится в суд для компенсация морального вреда в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Статья 277 ГК Украины предполагает общие правила опровержения недостоверной информации:

§ Физическое лицо, личные неимущественные права которого нарушены в результате распространения о нем и (или) членов его семьи недостоверной информации, имеет право на ответ, а также на опровержение этой информации.

§ Право на ответ, а также на опровержение недостоверной информации относительно умершего лица, принадлежит членам его семьи, близким родственникам и другим заинтересованным лицам.

Читайте так же:  Отсрочка от армии в украине

§ Опровержение недостоверной информации осуществляется лицом, которое распространило информацию.

§ Распространителем информации, которую подает должностное или служебное лицо при выполнении своих должностных (служебных) обязанностей, считается юридическое лицо, в котором оно работает.

§ Если лицо, которое распространило недостоверную информацию, неизвестно, физическое лицо, право которого нарушено, может обратиться в суд с заявлением об установлении факта недостоверности этой информации и ее опровержение.

§ Если недостоверная информация содержится в документе, который принят (выдала) юридическое лицо, этот документ должен быть отозван.

§ Физическое лицо, личные неимущественные права которого нарушены в печатных или других средствах массовой информации, имеет право на ответ, а также на опровержение недостоверной информации в том же средстве массовой информации в порядке, установленном законом.

§ Если ответ и опровержение в том же средстве массовой информации невозможны в связи с его прекращением, такой ответ и опровержение должны быть обнародованы в другом средстве массовой информации, за счет лица, которое распространило недостоверную информацию.

§ Опровержение недостоверной информации осуществляется независимо от вины лица, которое ее распространило.

§ Опровержение недостоверной информации осуществляется таким же образом, каким она была распространена.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере подразделяется на договорную и внедоговорную.

Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами действующего законодательства.

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств. Внедоговорную ответственность обычно именуют деликтной. Примером деликтной ответственности будут являться меры по возмещению вреда, причиненного вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге).

Для наступления ответственности должны существовать специфические основания. Применительно к гражданско-правовой ответственности такими основаниями будут являться условия, образующие в совокупности состав гражданского правонарушения. В теории гражданского права и на ее основе сформировался взгляд, в соответствии с которым состав правонарушения в имущественной сфере образуют следующие факты:

противоправность поведения (действия или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность;

наличие у потерпевшего убытков или вреда, в том числе морального;

наличие причинной связи между противоправным характером поведения нарушителя и наступившими последствиями в виде убытков или вреда у потерпевшего;

наличие вины правонарушителя.

Если иное не установлено законом, возникновение ответственности связывается с одновременным наличием всех этих фактов. Так, состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие использования незаконных методов получения информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, будут образовывать следующие факты:

1) противоправность поведения, состоящая в том, что лицо получило информацию, обладающую действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности, помимо воли обладателя этой информации, например, путем несанкционированного сбора либо находки документов, содержащих сведения, отнесенные к коммерческой тайне, и последующего их разглашения. Установление факта противоправности поведения предполагаемого нарушителя выступает определяющим звеном при квалификации правонарушения, которое фиксируется для сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны, присущими характеру этих сведений методами. Выявленный факт утраты соответствующих документов должен быть доведен до сведения руководителя организации или уполномоченного должностного лица, которые обязаны принять решение о проведении разбирательства (проверки). В ходе разбирательства должны быть собраны фактические данные, имеющие отношение к данному событию, которые в дальнейшем могут использоваться в качестве доказательств в суде.

2) При оценке наличия убытков у обладателя информации может учитываться большое количество факторов, производных от характера правонарушения. При этом принцип полноты возмещения причиненных убытков, присущий гражданско-правовой ответственности, требует, чтобы правонарушитель возместил их в полном объеме, включая как реальный ущерб, так и неполученные доходы. Оценивая убытки обладателя информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, следует учитывать такие факторы, как неизвестность информации конкурентам, потребителям продукции, контрагентам по договорам, возможность использования информации путем продажи ее заинтересованным лицам, влияние на конъюнктуру рынка и т. п. Размер убытков должен быть подтвержден соответствующими документами.

3) Для возложения ответственности на лицо, незаконными методами получившее информацию, находящуюся в режиме коммерческой тайны, необходимо наличие причинной связи между действиями правонарушителя и возникшими убытками. При этом необходимо иметь в виду, что противоправное поведение лица только тогда является причиной убытков, когда оно прямо (непосредственно) связано с этими убытками. В рассматриваемом случае юридически значимой причинной связью будет связь между разглашением сведений, отнесенных к коммерческой тайне, и наступившими вследствие этого разглашения убытками обладателя информации.

4) Необходимым условием для привлечения лица, незаконными методами получившего информацию, находящуюся в режиме коммерческой тайны, является его вина, которая выступает в качестве субъективного условия ответственности. Это условие имеет значительную специфику по сравнению с другими фактами, образующими состав правонарушения. Данная специфика обусловлена, во-первых, особенностями гражданско-правовых отношений и, во-вторых, субъективным отношением нарушителя к собственным действиям, квалифицируемым по закону как правонарушение. По общему правилу правонарушитель сам должен доказать отсутствие своей вины в разглашении сведений, отнесенных к коммерческой тайне. Соответственно, обладатель информации не обязан доказывать вину лица, незаконно получившего информацию. Отсутствие вины правонарушителя за изъятиями, установленными законом, освобождает его от гражданско-правовой ответственности.

| следующая лекция ==>
Понятие и особенности юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере | Административная ответственность за правонарушения в информационной сфере

Дата добавления: 2018-10-18 ; просмотров: 167 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsii.org/17-78556.html

Дисциплинарная ответственность в информационной сфере
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here