Дисциплинарная ответственность профсоюзов

Самое полное описание темы: "Дисциплинарная ответственность профсоюзов" с комментариями специалистов. На все сопутствующие вопросы вам сможет ответить дежурный юрист.

Вопрос: Должен ли работодатель запрашивать мотивированное мнение профсоюза, привлекая работника — члена профсоюза к дисциплинарной ответственности в виде выговора? (журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 5, май 2017 г.)

Должен ли работодатель запрашивать мотивированное мнение профсоюза, привлекая работника — члена профсоюза к дисциплинарной ответственности в виде выговора?

редактор журнала «Отдел кадров

государственного (муниципального) учреждения»

Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 5, май 2017 г., с. 71-72.

Обоснование. Согласно ч. 1 ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192, в порядке ст. 193 ТК РФ.

В силу ст. 373 ТК РФ установлена обязанность работодателя учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Обязанность работодателя получать мотивированное мнение профсоюза при применении дисциплинарных взысканий в виде замечания или выговора в отношении работника, являющегося членом профсоюза, Трудовым кодексом не установлена.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Источник: http://base.garant.ru/55888310/

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 2 июля 2013 г., 14 октября, 22 декабря 2014 г., 31 января, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

12 января 1996 года

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Читайте так же:  Задолженность по алиментам на совершеннолетнего ребенка

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 148, в «Российской газете» от 20 января 1996 г. N 12

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1060-О-П пункт 1 статьи 25 настоящего Федерального закона в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя признан не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), пункт 3 статьи 25 настоящего Федерального закона в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/10105872/

Дисциплинарная ответственность профсоюзов

Комментарий К. Я. Ананьевой

Действующее трудовое законодательство не только предусматривает за профсоюзами широкие права, но и закрепляет серьезные гарантии их реализации.

Гарантируется судебная защита прав профсоюзов (часть первая ст. 29 ФЗ о профсоюзах).

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации (часть вторая той же статьи).

За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (п. 1 ст. 30 ФЗ о профсоюзах).

Дисциплинарная ответственность применяется в соответствии со ст. 195 ТК. (см. комм. к данной статье).

КоАП РФ не выделяет в самостоятельный состав административные проступки, связанные с нарушением прав профсоюзов. Ответственность за такого рода деяния может наступать в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ, устанавливающего ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ч. 1 п. 2 ст. 30 ФЗ о профсоюзах).

По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению (ч. 2 того же пункта).

Уголовная ответственность за нарушение прав профсоюзов в ныне действующем УК отсутствует. Однако виновные должностные лица за существенное нарушение прав профсоюзов, равно как и иной организации, прав и законных интересов граждан, с учетом иных обстоятельств, могут быть привлечены к уголовной ответственности за должностные преступления, предусмотренные УК – ст. 285, 286, 293 (злоупотребления должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность).

За нарушение прав профсоюзов, как и за нарушение коллективных договоров, соглашений, наказания вправе потребовать любые профсоюзные органы, включая органы первичных профсоюзных организаций (профкомы). Это право профсоюзов (их органов), в том числе первичных профорганизаций (профкомов) в случаях нарушения коллективных договоров, соглашений предусмотрено также частью второй ст. 26 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

Читайте так же:  Нечем платить кредит законно

Следует также учесть, что ст. 30 ФЗ от 12 января 1996 г. предусматривает ответственность не только работодателей, должностных лиц администрации предприятий, учреждений, организаций, но также должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, объединений (союзов, ассоциаций) работодателей.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. Нарушение закрепленных в Кодексе, федеральных законах и других нормативных правовых актах прав и гарантий деятельности профессиональных союзов – это нарушение законодательства о труде. Следовательно, за нарушение прав профсоюзов наступают те же виды юридической ответственности, что и за нарушение законодательства о труде в целом.

§ 2. Статья 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» гарантирует судебную защиту прав профсоюзов.

§ 3. Статья 30 названного выше Закона предусматривает, что должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами за нарушение прав профсоюзов.

Комментарий С. А. Панина

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 148) гарантируется судебная защита прав профсоюзов (п. 1 ст. 29). Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации (п. 2 ст. 29).

Согласно ст. 30 указанного Федерального закона за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (л. 1). Органы общероссийских профсоюзов, объединений профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (п. 2). По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению (п. 3).

Источник: http://kursach.com/biblio/2000009/58378.htm

Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профес­сиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.

Законодательством устанавливается судебная защита прав профессиональных союзов. Это означает, что любое нарушен­ное право профессионального союза может и должно быть вос­становлено в судебном порядке.

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются су­дом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной проф­союзной организации. За нарушение законодательства о проф­союзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Наиболее широко применяемая дисциплинарная ответствен­ность, которая предусмотрена как нормами Трудового кодекса РФ (ст. 195), так и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (п. 2 ст. 30), позволяет применять к нарушителям следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассо­циаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответствен­ности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обя­зан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Новым Кодексом Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, который вступил в силу с 1 июля 2002 г., предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штра­фа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда ли­цом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дис­квалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнитель­ном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предприни­мательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, пре­дусмотренных законодательством Российской Федерации. Ад­министративное наказание в виде дисквалификации назнача­ется судьей (ст. 3.11, 5.27 КоАП).

За воспрепятствование законной деятельности профессио­нальных союзов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 136 УК РФ).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредили репутации, авторитету профсою­за (ответственность по нормам гражданского законодательства).

Законодательством установлена ответственность и самих профсоюзов. Статья 31 Закона ФЗ РФ «О профессиональных союзах, и их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., озаглавленная «Ответственность профсоюзов», гласит: «За невыполнение своих обязательств по коллективному дого­вору, соглашению, организацию и проведение забастовки, при­знанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами».

Целью данной ответственности служит недопущение зло­употреблений своими правами либо их нарушения со стороны профсоюзных органов (профсоюзных представителей).

Так, ФЗ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения кол­лективных трудовых споров» (ст. 22) предусматривает, что профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая за­бастовку после признания ее незаконной, обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Аналогичные требования закреплены в ст. 417 Трудового кодекса РФ. Так обстоит дело с ответственностью профсоюза перед работодателем.

Ответственность профсоюза и лиц, входящих в эти орга­ны, перед работниками относится к внутрисоюзным отноше­ниям и заключается в возможности их неизбрания на новый срок или досрочном переизбрании. Для штатных работников профсоюзных органов, виновных в невыполнении профсоюза­ми своих обязательств по коллективным договорам, соглаше­ниям, в организации и проведении незаконной забастовки, воз­можна дисциплинарная ответственность. Такие работники мо­гут быть освобождены от занимаемых должностей в соответ­ствии с трудовым законодательством и Уставом профсоюза.

Видео (кликните для воспроизведения).

контрольные вопросы и задания

1. Какова общая характеристика законодательства о профсоюзах?

2. Раскройте понятие, признаки и социальное назначение професси­ональных союзов.

3. Назовите особенности правового статуса профсоюзов по сравне­нию с другими общественными объединениями.

4. Какие основные права профсоюзов вы знаете?

5. Какие основные функции профсоюзов вы знаете?

6. Как профсоюзы осуществляют функцию представительства ра­ботников?

Читайте так же:  Проблемы с кредитами нужна помощь

7. Что вы понимаете под защитной функцией профсоюзов?

8. Расскажите о системе гарантий деятельности профсоюзов.

9. Каковы гарантии имущественных прав профсоюзов?

10. Каковы гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от ос­новной работы ?

11. Расскажите о гарантиях освобожденным профсоюзным работ­никам, избранным в профсоюзные органы.

12. Какие гарантии права на труд работникам, являющимся члена­ми выборного профсоюзного органа, вы знаете?

13. В чем проявляются обязанности работодателя по созданию ус­ловий для осуществления деятельности выборного профсоюзно­го органа?

14. Расскажите о защите прав профсоюзов.

1. Александров Н.Г. Советское государство и право. М., 1965.

2. Баглай М.В. Профсоюзы в политической системе социализма. М., 1984.

3. Бердычевский В.С. Право профсоюзов на осуществление контро­ля за соблюдением законодательства о труде // Северо-Кавказ­ский юридический вестник. Ростов-на-Дону. 2001. № 2.

4. Бердычевский В.С. Понятие профсоюзного представительства в сфере труда // Северо-Кавказский юридический вестник. Рос­тов н/Д. 2002. № 1.

5. ГершановЕ.М. Администрация и ФЗМК. М.: Юридич. лит., 1979.

6. Догадов В.Л. Правовое положение профсоюзов в СССР. Л., 1928.

7. Жарков Б.Н. Профсоюзные права и их материально-правовая за­щита. М.: Профиздат, 1988.

8. Комаровский В. Особенности профсоюзов как общественного ин­ститута // Мировая экономика и международные отношения. 1998.

9. Коршунова Т.Ю. Профсоюзы в новых условиях хозяйствования // Хозяйство и право. 1994. № 2.

10. Крылов К.Д. Профсоюзы и вопросы трудового законодательства // Государство и право. 1996. № 3.

11. Смолярчук В.И. Право профсоюзов в регулировании трудовых отношений рабочих и служащих. М., 1973.

12. Снигирева И.О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права. Автор, дис. д-ра юрид. наук. М., 1988.

13. Чибисов В.А. Основные функции советских профсоюзов // Вест­ник МГУ. Серия «Право». 1986. № 1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10975 — | 7436 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/4_61567_otvetstvennost-za-narushenie-prav-professionalnih-soyuzov.html

Дисциплинарная ответственность

Ответственность работников за нарушение требований по охране труда

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ

Лекция 5

1 Ответственность работников за нарушение требований по охране труда

2 Дисциплинарная ответственность

3 Административная ответственность

4 Материальная ответственность

5 Уголовная ответственность

За нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов виновные работники привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно законодательству.

Дисциплинарная ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины, за невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, в том числе в области охраны труда, заключается в том, что виновный работник вынужденно несет невыгодные для него последствия в связи с наложением на него дисциплинарного взыскания.

Выполнять требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии обязывают работников Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины (ст. ст. 139, 159), Закон Украины «Об охране труда» (ст. 18), правила внутреннего трудового распорядка, действующие на предприятиях, в учреждениях и организациях, нормы коллективных договоров, другие нормативные акты о труде. Соответствующие условия могут быть внесены и в контракты, которые заключаются с работниками.

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работников является нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда и их действия, направленные на создание препятствий для выполнения должностными лицами органов государственного надзора за охраной труда их полномочий. Перечень основных полномочий должностных лиц этих органов содержимся в ст. 45 Закона Украины «Об охране труда».

Одним из конкретных нарушений законодательства об охране труда, прямо указанных в Законе, за которое собственник или уполномоченный им орган имеет право притянуть работника к дисциплинарной ответственности, есть уклонение его от прохождения обязательного медицинского осмотра (ч. 2 ст. 19 Закона Украины «Об охране труда»). В этом случае собственник или уполномоченный им орган обязан также отстранить работника от работы без сохранения заработной платы.

Полномочия и права профсоюзов осуществлять контроль за выполнением собственником или уполномоченным им органом законодательных или иных нормативных актов об охране труда предусмотрены КЗоТ Украины (ст. 244) и Законом Украины «Об охране труда» (ст. 48). Создание работниками препятствий для деятельности представителей профессиональных союзов, направленных на выполнение этих полномочий, является основанием для привлечения виновных работников к дисциплинарной ответственности.

КЗоТ Украины (ст. 147) установлены такие дисциплинарные взыскания: выговор, увольнение с работы. Законодательством, уставами и положениями о дисциплине, которые действуют в некоторых отраслях народного хозяйства, могут быть предусмотрены для отдельных категорий и иные дисциплинарные взыскания.

Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган, который пользуется правом приема на работу (избранием, назначением на должность, утверждением в должности) этого работника.

На работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам и положениям и иным актам законодательства о дисциплине, дисциплинарные взыскания могут накладываться также органами, вышестоящими над органами, уполномоченными принимать на работу.

К работникам, занимающим выборные должности, такая мера дисциплинарного взыскания, как увольнение с работы может быть применена только по решению органа, их избравшего, и только на основаниях, предусмотренных законодательством.

Дисциплинарные взыскания на работника за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов может быть наложено по инициативе органов, осуществляющих государственный и общественный контроль за охраной труда.

Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда и его должностные лица (государственные инспекторы) имеют право посылать собственникам, руководителям предприятий, учреждений и организаций представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности для принятия мер (ст. 45 Закона Украины «Об охране труда», подпункт б пункта 5 Положения о Государственном комитете Украины по надзору за охраной труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 4 мая 1993 г. № 328).

Профсоюзный орган, подписавший коллективный договор, имеет право требовать от собственника или уполномоченного им органа расторжения трудового договора (контракта) с руководящим работником либо устранения его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательств по коллективному договору. Требование профсоюзного органа может быть обжаловано работником, собственником или уполномоченным им органом в вышестоящем профсоюзном органе или в суде (ст. 45 КЗоТ Украины).

Читайте так же:  Справки при увольнении работника

Профессиональные союзы имеют право по последствиям проверки соблюдения требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда вносить собственникам или уполномоченным им органам, а также государственным органам управления представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ (ст. 48 Закона Украины «Об охране труда»). В представлении может быть поставлен вопрос и о привлечении виновных работников к ответственности, в том числе дисциплинарной.

Специалисты службы охраны труда на предприятии имеют право требовать от должностных лиц отстранения от работы работников, не прошедших медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда, не имеющих допуска к соответствующим работам либо нарушающим нормативные акты об охране труда. Они имеют право направлять руководителю предприятия представления о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда (ст. 23 Закона Украины «Об охране труда», пункты 2.5.4 и 2.5.5 Типового положения о службе охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 3 августа 1993 г. № 73).

Уполномоченные трудовых коллективов по вопросам охраны труда имеют право вносить собственнику или уполномоченному им органу предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих нормативные акты об охране труда (п. 3.1.4 Типового положения о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 28 декабря 1993 г. № 135, согласованного с профсоюзными органами).

На предприятиях, в организациях, хозяйствах с количеством работающих 50 и более человек независимо от форм собственности и видов хозяйственной деятельности могут создаваться комиссии по вопросам охраны труда предприятия (ст. 26 Закона Украины «Об охране труда»). Эти комиссии имеют широкие полномочия в области охраны труда, в частности, имеют право осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам охраны труда непосредственно на рабочих местах, обеспечением работающих средствами коллективной и индивидуальной защиты, смывающими и обеззараживающими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, состоянием санитарно-бытовых помещений и т. п. Комиссия имеет право обращаться к собственнику или уполномоченному им органу с предложениями по регулированию отношений в сфере охраны труда (п. 8 Типового положения о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 3 августа 1993 г. № 72). В обращении комиссии могут быть аргументированы предложения также по привлечению виновных работников к дисциплинарной ответственности.

Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда, может быть поставлен также органами прокуратуры, в частности, в форме представления.

Дисциплинарное взыскание применяется собственником или уполномоченным им органом непосредственно за выявлением проступка, но не позже одного месяца сот дня его выявления, не считая времени освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или пребыванием его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позже шести месяцев со дня совершения проступка (ст. 148 КЗоТ Украины).

Прежде чем наложить дисциплинарное взыскание, собственник или уполномоченный им орган должен затребовать от виновного работника письменное объяснение. Закон не устанавливает срока, в течение которого работник должен предоставить объяснение. Желательно, чтобы ориентировочные сроки для представления объяснений были предусмотрены в коллективном договоре, а конкретные сроки, в зависимости от обстоятельств совершения проступка, устанавливало служебное лицо, имеющее право наложения дисциплинарных взысканий. В случае неполучения от работника объяснений в установленный срок дисциплинарное взыскание может быть наложено на основании материалов, имеющихся на предприятии, в учреждении, организации.

В том случае, когда работник отказывается дать объяснение» об этом должен быть составлен акт за подписью служебного лица и работников предприятия, которые были свидетелями этого отказа.

За каждое нарушение трудовых обязанностей может быть применено лишь одно дисциплинарное взыскание. При выборе дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен учесть степень тяжести совершенного проступка и причиненный им ущерб, обстоятельства, при которых совершен проступок, предыдущую работу работника. Взыскание оглашается в приказе (распоряжении) и сообщается работнику под расписку (ст. 149 КЗоТ Украины).

Статья 49 Закона Украины «Об охране труда» является общей нормой, она не устанавливает непосредственно конкретных санкций за то или иное административное нарушение, а отсылает к административному законодательству, ограничиваясь определением двух основных групп проступков, за которые может наступить такая мера ответственности, как административное взыскание. В частности, это:

1) нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

2) создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора и представителей профессиональных союзов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_195975_distsiplinarnaya-otvetstvennost.html

Статья 378. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Комментарий к статье 378

1. Законодательством устанавливается судебная защита прав профессиональных союзов. Это означает, что любое нарушенное право профессионального союза может и должно быть восстановлено в судебном порядке.

Ответственность за нарушения прав и гарантий деятельности профессиональных союзов могут нести должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели и их объединения, их представители и иные должностные лица.

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

Законодательством устанавливается круг субъектов, подлежащих ответственности за нарушение прав профсоюзов. Это могут быть должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций).

2. Представляется, что в том случае, когда речь идет о работодателях, ответственных за нарушение прав профессиональных союзов, имеются в виду не только руководители, но и любые другие должностные лица организации. Такой вывод подтверждается положениями Закона о профсоюзах, ст. 30 которого предусматривает, что работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

3. Законодательством устанавливаются три вида юридической ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена комментируемым Кодексом. За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие виды дисциплинарного воздействия: замечание, выговор и увольнение. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен ст. 193 ТК.

КоАП предусматривается, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ.

Читайте так же:  Заявление об увольнении работник пишет

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до 3 лет (ст. 5.27 КоАП).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Уголовная ответственность за нарушение прав профессиональных союзов УК не предусмотрена.

Источник: http://hr-portal.ru/article/statya-378-otvetstvennost-za-narushenie-prav-professionalnyh-soyuzov

Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов

Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона

1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

>
Ответственность профсоюзов (ст. 31)
Содержание
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/10105872/7d6bbe1829627ce93319dc72963759a2/

Федерация профсоюзов Камчатки

«Надо знать и уметь защищать свои трудовые права!»

Учет мнения профсоюза при дисциплинарном взыскании

Согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ (далее — Кодекс) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192, в порядке ст. 193 Кодекса.

На основании ч. 3 ст. 193 Кодекса дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Статьей 373 Кодекса установлена обязанность работодателя учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя по п. 5 ч. 1 ст. 81 Кодекса (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Обязанность работодателя получать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при применении дисциплинарных взысканий в виде замечания или выговора в отношении работника, являющегося членом профсоюза, Кодексом не установлена.

Кодексом установлен запрет на применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения в период временной нетрудоспособности и в период пребывания работника в отпуске (ст. 81 Кодекса).

В отношении остальных видов дисциплинарных взысканий (замечания, выговора) такого запрета не установлено.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 193 Кодекса до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт.

О применении дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) работодателя, в котором указываются основание применения взыскания и его вид.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт (ч. 6 ст. 193 Кодекса).

На основании ч. 7 ст. 193 Кодекса работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в частности — в суд.

Согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ (далее — Кодекс) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192, в порядке ст. 193 Кодекса.

На основании ч. 3 ст. 193 Кодекса дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Статьей 373 Кодекса установлена обязанность работодателя учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя по п. 5 ч. 1 ст. 81 Кодекса (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Обязанность работодателя получать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при применении дисциплинарных взысканий в виде замечания или выговора в отношении работника, являющегося членом профсоюза, Кодексом не установлена.

Кодексом установлен запрет на применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения в период временной нетрудоспособности и в период пребывания работника в отпуске (ст. 81 Кодекса).

В отношении остальных видов дисциплинарных взысканий (замечания, выговора) такого запрета не установлено.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 193 Кодекса до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт.

О применении дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) работодателя, в котором указываются основание применения взыскания и его вид.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт (ч. 6 ст. 193 Кодекса).

На основании ч. 7 ст. 193 Кодекса работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в частности — в суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://profkam.ru/trudpravo/uridneolt/uchet_mneniya_profsoyuza_pri_disciplinarnom_vzyskanii/

Дисциплинарная ответственность профсоюзов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here