Бюджетное и денежное обязательство различия

Самое полное описание темы: "Бюджетное и денежное обязательство различия" с комментариями специалистов. На все сопутствующие вопросы вам сможет ответить дежурный юрист.

Бюджетное и денежное обязательство различия

Шихов А.Ю.,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В прошлом номере был подробно рассмотрен порядок учета бюджетных обязательств согласно Единому плану счетов. В этой статье мы расскажем о бухгалтерском учете денежных обязательств.

Еще раз об исполнении бюджета по расходам и Едином плане счетов

Напомним, что, согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ, исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.
На первом этапе получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов. Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 1 50201 000 «Принятые обязательства» в корреспонденции со счетом 1 50103 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств». Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции от 01.12.2010 № 157н, то он подлежит самостоятельной разработке получателем бюджетных средств и закреплению в учетной политике учреждения.
Подробнее читайте в статье А.Ю. Шихова в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 3/2011.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источник: http://www.referent.ru/40/7981

Порядок учета бюджетных обязательств в 2016 году

Учет бюджетных обязательств в 2016 году осуществляется организациями бюджетной системы РФ в соответствии с нормами БК РФ и корреспондирующих с ним ведомственных правовых актов. В чем их специфика и какие виды обязательств подлежат учету учреждениями бюджетной системы?

Учет бюджетных обязательств: субъекты и классификация обязательств

Под бюджетными обязательствами в соответствии со ст. 6 БК РФ понимаются обусловленные законом или договором обязанности бюджетного учреждения предоставить гражданину или юридическому лицу денежные средства из бюджета в том или ином финансовом году.

Если говорить о бюджетных обязательствах по федеральному бюджету, обусловленных законом, то к таковым можно отнести те, что предусмотрены п. 2.2 порядка, который утвержден приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н, а именно:

  • социальные выплаты гражданам;
  • осуществление межбюджетных трансфертов;
  • осуществление международных платежей;
  • обслуживание долгов государства и муниципалитетов;
  • проведение мероприятий, связанных с правоохранительной деятельностью;
  • перечисление в федеральный бюджет дебиторской задолженности.

Учет бюджетных обязательств по федеральному бюджету, возникающих в силу закона, осуществляет Федеральное казначейство — в соответствии с нормами приказа № 98н и иными корреспондирующими с ним нормативными актами.

Стоит отметить, что основная часть положений приказа № 98н с 01.01.2016 утратила силу в связи с изданием приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н. В течение 2016 года останутся актуальными положения отмеченного п. 2.2 приказа № 98н. Он, как и другие нормы данного НПА, утрачивает силу с 01.01.2017, когда все правоотношения, связанные с учетом бюджетных обязательств Федеральным казначейством, будут регулироваться приказом № 221н.

Самостоятельный бюджетный учет ведется учреждениями главным образом в тех случаях, когда речь идет об обязательствах бюджетной организации по договорам. Например, по трудовым, посредством которых осуществляется наем сотрудников в штат учреждения.

В случае заключения бюджетной организацией договора (в частности, трудового с физлицом) у нее появляется особый вид обязательства — денежное, предполагающее регулярную выдачу зарплаты нанятому сотруднику. В рамках его выполнения бюджетная структура должна вести самостоятельный учет финансовых операций.

Рассмотрим специфику учета денежных обязательств бюджетными структурами подробнее.

Оплата труда как главное денежное обязательство в бюджетном учете

Учет денежных обязательств — в частности, в виде оплаты труда, предполагает решение бухгалтерией учреждения следующих основных задач:

  • отражение операций по доведению лимитов (в казенных учреждениях) или прав на принятие обязательств (в автономных и «официальных» бюджетных учреждениях), то есть доступной величины денежных средств, имеющихся в распоряжении учреждения в целях исполнения обязательств;
  • отражение операций по принятию обязательств;
  • отражение операций по исполнению обязательств.

Данные операции фиксируются на различных счетах бюджетного учета по планам, которые утверждены:

  • приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н — данный нормативный акт регулирует учет в «официальном» бюджетном учреждении:
  • приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н, регулирующим учет в автономных учреждениях;
  • приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, содержащим нормы бухучета в казенных учреждениях.

Узнать больше об использовании планов счетов бюджетного учета вы можете в статьях:

Типичная последовательность операций (или групп операций) по учету зарплаты — главного денежного обязательства бюджетной организации — может быть следующей:

1. Отражается тот факт, что до организации доведены лимиты по обязательствам.

2. Отражается принятие обязательств — в соответствии с трудовыми договорами.

3. Отражается начисление зарплаты сотрудникам в пределах лимитов или располагаемых бюджетной организацией прав на принятие обязательств.

4. Отражается фактический объем зарплаты, подлежащий выдаче.

5. Отражается факт поступления средств в кассу.

6. Отражается факт выдачи зарплаты.

7. При необходимости фиксируется депонирование невыплаченной зарплаты из кассы.

8. Отражается факт перечисления депонированных денежных средств на специальный счет.

9. Отражается факт возврата депонированных средств в кассу в целях последующей выдачи зарплаты.

10. Отражается факт выплаты зарплаты за счет депонированных средств.

Следует отметить, что некоторые из учитываемых в рамках указанной последовательности операций относятся не только к денежным обязательствам, но также к типичным бюджетным.

Читайте так же:  Кредитный брокер отзывы

Чем они принципиально отличаются?

Денежные и бюджетные обязательства: принципиальные различия

Главный критерий разграничения бюджетных и денежных обязательств — первые подлежат исполнению исходя из расчетных данных. Если говорить об оплате труда — это могут быть сведения по окладам и надбавкам в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Денежные обязательства принимаются только при условии юридически значимых оснований, актуальных на момент исполнения. Таких как, например, фактическое выполнение работы по договору с учетом возможных переработок, фиксируемое, к примеру, в табеле учета рабочего времени.

Узнать больше о специфике учета рабочего времени и использовании в этих целях унифицированных форм вы можете в статьях:

Таким образом, первые 3 операции или их группы по алгоритму, рассмотренному нами выше, соответствуют бюджетным обязательствам. Операции с 4-й по 10-ю — уже денежным.

Итоги

Обязательства бюджетных организаций классифицируются на те, что предусмотрены законом, и те, что возникают в силу договора. Учет первых ведется непосредственно Федеральным казначейством, вторых — как правило, самой организацией. В числе собственных обязательств бюджетных организаций — финансовые, чаще всего представленные зарплатой сотрудников. Порядок учета бюджетных обязательств предполагает последовательное отражение типичных бюджетных, а также финансовых обязательств исходя из используемых оправдательных документов.

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/poryadok_ucheta_byudzhetnyh_obyazatelstv_v_2016_godu/

Как принять бюджетные обязательства и не нарваться на штраф

Бюджетное обязательство и денежное обязательство

Принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели (ст. 6 БК РФ) в пределах установленных лимитов. БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных ЛБО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В отличие от бюджетных, денежные обязательства — это совокупность обязанностей ПБС по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.

ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.

Как принимают ЛБО

Принятие бюджетных обязательств казенными учреждениями происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными согласно действующему законодательству государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (п. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия БО казенному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:

  • контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
  • авансовый отчет;
  • расчетную ведомость;
  • РКО на выдачу денежных средств подотчет и иные документы.

Можно ли принять сверх лимита

Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.

Контракты, заключаемые ПБС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).

Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагаются штрафные санкции в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

За заключение БУ и КУ контракта, неподкрепленного обязательства и сверх установленных ограничений, последуют наказания и штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Бухгалтерам необходимо тщательно сверять поступающую на учет документацию (договоры, счета, РКО, авансовые отчеты) на предмет свободных лимитов. Особенно стоит быть внимательными в случае расходов, производимых подотчетниками наличными деньгами.

Проверяющие могут привлечь к ответственности и в случае фактического наличия лимита на дату принятия БО при отсутствии в момент заключения контракта (договора) утвержденной детализации по КОСГУ в бюджетной смете. Однако начиная с 2016 г. и по настоящий момент при составлении текущих и плановых бюджетов КОСГУ не применяется.

Когда штрафа не будет

Бывают и обратные ситуации, которые исключают наложение штрафных санкций:

  1. Ситуации, закрепленные положениями п. 3 ст. 72 БК РФ.
  2. Возникновение дополнительных БО во исполнение налоговых или судебных требований.
  3. Погашение кредиторской задолженности предыдущих лет за счет текущих ЛБО (письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.01.2016 № 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66).
  4. Оплата налогов, взносов и авансовых платежей следующего года в рамках свободных ЛБО, установленных на текущий финансовый период (письмо Минфина России от 23.08.2013 № 02-03-09/34753). В таких случаях обязательным условием является обоснование платежа.

Источник: http://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kak-prinyat-byudzhetnye-obyazatelstva-i-ne-narvatsya-na-shtraf

Лимиты бюджетных обязательств — это.

Лимиты бюджетных обязательств — это право казенного учреждения на получение ресурсов, в которых оно нуждается для ведения своей деятельности в соответствующем периоде (обычно в году). В чем особенности данных лимитов и каким образом они попадают в распоряжение соответствующих учреждений, рассмотрим далее.

Определение лимитов бюджетных обязательств (Бюджетный кодекс РФ)

Под лимитом бюджетных обязательств в ст. 6 БК РФ понимается выраженный в финансовом выражении объем прав хозяйствующего субъекта в статусе государственного или муниципального казенного учреждения на принятие тех или иных обязательств в рамках текущего финансового года.

Таким образом, лимиты бюджетных обязательств — это максимальные суммы бюджетных средств, которые учреждение может потратить на выполнение принятых обязательств (например, возникших в соответствии с договором) в финансовом году.

Если государственное учреждение приняло те или иные обязательства сверх лимита, то оно может быть оштрафовано на основании положений ст. 15.15.10 КоАП РФ. Кроме того, заключенные с контрагентами договоры могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску распорядителя бюджетных средств, которому подотчетно учреждение (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Бюджетные лимиты и бюджетные ассигнования — отличия

Стоит отличать лимиты, о которых идет речь выше, от бюджетных ассигнований — фактических объемов денежных средств, предоставляемых распорядителем того или иного уровня подведомственному распорядителю или учреждению (любому — казенному, автономному, бюджетному) в финансовом году.

Читайте так же:  Статистика судебных дел по трудовым спорам

Таким образом, ассигнование — финансовый ресурс, направляемый из бюджета учреждению в пределах установленного для этого учреждения лимита.

Лимиты бюджетных обязательств и ассигнования носят целевой характер (ст. 38 БК РФ).

Но лимиты устанавливаются только для казенных учреждений. Только в пределах доведенных лимитов соответствующие учреждения вправе вести бюджетную деятельность. Денежные средства, полученные ими в результате иной (например, коммерческой) деятельности, подлежат зачислению в бюджет.

В свою очередь, для автономных и бюджетных учреждений лимиты бюджетных обязательств не устанавливаются. В отношении таких учреждений действуют иные механизмы регулирования объемов бюджетных субсидий. Например, целевые субсидии в фиксированном объеме (по смете) выделяются для выполнения конкретного госзадания.

Таким образом, главные отличия бюджетных лимитов от бюджетных ассигнований заключаются в том, что первые:

  • устанавливаются только для казенных учреждений (ассигнования же могут получать все типы учреждений);
  • определяют предельный размер обязательств, которые может принять учреждение и которые превысить нельзя (ассигнования — в бюджетных и автономных учреждениях — могут дополняться иными источниками финансирования).

Распределение лимитов бюджетных обязательств

Распределение лимитов учреждений, а также ассигнований по конкретным получателям бюджетных средств — процесс многоступенчатый.

Наибольший объем полномочий здесь имеет Министерство финансов РФ, которое, основываясь на порядке составления и ведения сводной росписи федерального бюджета:

  • устанавливает и направляет в Федеральное казначейство лимиты для главных распорядителей;
  • в рамках реализации исключительных полномочий утверждает и вносит изменения в соответствующие лимиты.

Следующий по объему полномочий в части распределения лимитов субъект бюджетного процесса — главный распорядитель. Он может быть представлен вышестоящей структурой федерального, регионального ведомства или, к примеру, муниципального образования. Главный распорядитель имеет право распределять лимиты между рядовыми распорядителями. Которые, в свою очередь, могут быть представлены подчиненными вышестоящей структуре ведомства органами, а также отдельными казенными учреждениями.

Наименьший объем полномочий в части обращения с лимитами имеет получатель бюджетных средств. Как правило, это непосредственно учреждение или орган власти, подотчетные главному или рядовому распорядителю. Получатель бюджетных средств осуществляет исполнение бюджетных обязательств в рамках установленного лимита при условии составления и утверждения бюджетной сметы.

Стоит отметить, что государственная структура или учреждение может одновременно иметь статус и распорядителя, и получателя бюджетных средств.

Важная роль в бюджетном процессе принадлежит Федеральному казначейству. Данная структура:

  • доводит до главных распорядителей лимиты, которые представлены Минфином;
  • доводит до рядовых распорядителей, а также получателей бюджетных средств лимиты, распределенные главными распорядителями.

Процедура доведения рассматриваемых лимитов от вышестоящих уровней ведомственных вертикалей до нижестоящих при исполнении федерального бюджета регулируется приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н. В свою очередь, распределение лимитов в рамках региональных и местных бюджетов регулируется нормативными актами, принимаемыми на соответствующих уровнях власти.

Итоги

Лимиты бюджетных обязательств — финансовый показатель, установленный БК РФ для казенных учреждений, имеющих статус получателей бюджетных средств. Соответствующие учреждения не могут принимать обязательства, превышающие данные лимиты. Финансовое обеспечение обязательств, реализуемых в рамках лимитов, осуществляется казенными учреждениями за счет получения бюджетных ассигнований.

Узнать больше о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях вы можете в статьях:

Источник: http://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/limity_byudzhetnyh_obyazatelstv_eto/

Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате?

Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.

В соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, а также с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.01.2013 № 02‑06‑07/155 «О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления», к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции № 157н).

В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией № 157н предусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. 6 «Санкционирование расходов экономического субъекта»).

Номер счета
1 501 11 000

Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года 1 501 14 000

Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года 1 501 15 000

Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года 1 503 14 000

Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года
Содержание операции
Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, зарегистрированы изменения лимитов бюджетных обязательств Приняты бюджетные обязательства на основании договоров Приняты денежные обязательства на основании счетов Исполнены денежные обязательства
Читайте так же:  Ассоциация частных займов

Исполнение денежных обязательств подтверждается платежными документами на списание денежных средств с лицевого счета организации и отражается на соответствующих счетах бюджетного учета: на счетах 1 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» и 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате».

Годовой фонд оплаты труда за счет средств бюджета составляет 10 000 000 руб. Учреждение за ноябрь 2013 года начислило работникам заработную плату в размере 500 000 руб. Данные денежные средства на выплату заработной платы за вычетом НДФЛ были перечислены в кассу учреждения (465 000 руб.). Не полученная работником в дни выдачи заработная плата была отнесена на депонент и зачислена на лицевой счет организации (40 000 руб.). Работник обратился за заработной платой в декабре 2013 года. Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции
Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств Приняты бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств Начислена работникам заработная плата Приняты денежные обязательства Поступили денежные средства в кассу учреждения Выдана работникам заработная плата

(465 000 — 40 000) руб.

Отнесена неполученная заработная

плата на депонент

Сданы депонированные суммы на лицевой счет Скорректирована сумма начисленных денежных обязательств (метод «красное сторно») Зачислены депонированные суммы на лицевой счет Поступили денежные средства в кассу учреждения для выдачи депонированных сумм Выдана депонированная заработная

плата работникам учреждения

Приняты денежные обязательства

В заключение отметим, что информация о доведенных, принятых и исполненных бюджетных обязательствах находит свое отражение в отчетео принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Данную отчетную форму согласно п. 68 Инструкции № 191н учреждения, имеющие статус казенных учреждений, представляют своему главному распорядителю по итогам полугодия и года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/351838/

Отражение в учете принятых бюджетных обязательств

Т. Сильвестрова, главный редактор журнала «Бюджетные организации: бухгалтерской учет и налогообложение»

В статье рассмотрена корреспонденция счетов по отражению принятия и исполнения бюджетных обязательств. На примере рассмотрены особенности составления Отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Приведены основные нарушения, допускаемые в учете бюджетных обязательств.

Согласно нормам ст. 6 БК РФ различают расходные, бюджетные, публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.
Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Публичные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок определения (расчета, индексации).

Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках их бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Постановка на учет бюджетных обязательств

Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета по государственным контрактам и иным договорам являются сведения о принятом бюджетном обязательстве (далее – Сведения об обязательстве). Они составляются по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н (далее – Порядок № 98н).

Сведения об обязательстве представляются в Федеральное казначейство после заключения государственного контракта, иного договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам.

По бюджетным обязательствам, возникающим у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством РФ не требуется, Сведения об обязательстве не составляются (п. 2.2 Порядка № 98н).

– финансовым органом в разрезе главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, уполномоченных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

– главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, главными администраторами, уполномоченными администраторами источников финансирования дефицита бюджета в разрезе подведомственных им распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета соответственно.

Изменения в показателях утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждением обязательств, утвержденные в установленном порядке в течение текущего финансового года, отражаются в бюджетном учете на соответствующих счетах санкционирования расходов бюджета, предусмотренных Инструкцией № 148н: при утверждении увеличения показателей – со знаком плюс; при утверждении уменьшения показателей – со знаком минус.

Бухгалтерский учет принятия бюджетных обязательств

Приведем корреспонденцию счетов по отражению получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств как получателями), администраторами источников финансирования дефицита бюджета сумм принятых бюджетных обязательств.

Читайте так же:  Арест имущества причины

Получатели бюджетных средств (в том числе главные распорядители и распорядители бюджетных средств как получатели бюджетных средств)

Суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение – со знаком плюс, уменьшение – со знаком минус)

КРБ 1 501 03 000

КРБ 1 502 01 000

Суммы принятых учреждением в пределах утвержденных ему сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности объемов сметных назначений на текущий, очередной финансовый год, а также суммы внесенных изменений в обязательства, принятые в течение текущего финансового года по приносящей доход деятельности

КРБ 2 504 02 000

КРБ 2 502 02 000

Получатели бюджетных средств (в том числе главные распорядители, распорядители как получатели бюджетных средств), администраторы источников финансирования дефицита бюджета (в том числе главные администраторы, уполномоченные администраторы как администраторы)

Суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета, подлежащих исполнению за счет доведенных ему бюджетных ассигнований, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение – со знаком плюс, уменьшение – со знаком минус)

КРБ 1 503 03 000

КИФ1 503 03 000

КРБ 1 502 01 000

КИФ1 502 01 000

Корреспонденция счетов разработана в соответствии с требованиями п. 249 – 251 и разд. II приложения 1 к Инструкции № 148н . Кодом КРБ обозначен код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета, а кодом КИФ – код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета.

Показатель за финансовый год, в котором осуществляется отражение операций по доведению лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований и принятия бюджетных обязательств, содержится в 22-м разряде номера счета. Совершаемые операции отражаются:

– в текущем финансовом году – путем проставления цифры 1;

– в первом году, следующем за текущим (очередной финансовый год), путем проставления цифры 2;

– во втором году, следующем за текущим (первый год, следующий за очередным), путем проставления цифры 3;

– во втором году, следующем за очередным, путем проставления цифры 4.

Приведем примеры отражения в бюджетном учете сумм принятых бюджетных обязательств.

Пример 1.

Учреждение 27.10.2010 заключило государственный контракт на выполнение определенного объема работ. Цена контракта – 230 000 руб., что соответствует выделенным учреждению ЛБО и бюджетным ассигнованиям. По условиям контракта учреждение уплачивает аванс в размере 30% от стоимости контракта. Окончательный расчет производится по истечении 3 дней с момента подписания акта выполненных работ. В ходе выполнения работ цена контракта увеличилась на 10%. Ввиду отсутствия финансирования учреждение в текущем году не погасило свои обязательства. Задолженность по договору на 01.01.2011 составила 23 000 руб. Дополнительным соглашением было предусмотрено, что в результате увеличения стоимости контракта задолженность по нему в размере 23 000 будет погашена в 2011 г.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/273322.html

Как разграничить понятия «бюджетное обязательство» и «денежное обязательство»?

На основании каких документов учреждение должно принимать эти обязательства?

В ходе своей служебной деятельности специалисты бухгалтерских служб учреждений (получателей бюджетных средств) постоянно сталкиваются с необходимостью разграничивать бюджетные и денежные обязательства, возникающие у организаций в процессе финансовой и хозяйственной деятельности.

Определения данных понятий приведены в ст. 6 БК РФ. Однако ни нормы бюджетного законодательства, ни положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н, от 06.12.2010 N 162н, не позволяют учреждениям выработать единый, обоснованный и бесспорный подход как по вопросу определения даты возникновения соответствующих обязательств, так и по вопросу документального подтверждения факта их возникновения.

Вместе с тем при разработке соответствующих положений учетной политики безусловно должны учитываться положения правовых актов конкретных публично-правовых образований, определяющих порядок санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с требованиями п.п. 2, 4, 5 ст. 219 БК РФ.

Кроме того, в последние годы органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, активизируют работу по организации учета бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств при исполнении бюджетов по расходам. Цель организации такого учета — проверка наличия у получателей бюджетных средств достаточного объема лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации, а также проверка соблюдения иных норм действующего законодательства при принятии бюджетного обязательства.

Свою позицию по рассматриваемому вопросу в 2010 году в рамках своих полномочий сформулировало и Федеральное казначейство (смотрите ст. 166.1 БК РФ, письмо Федерального казначейства от 30.06.2010 N 42-7.4-05/2.2-420). Появление таких разъяснений связано с утверждением новой формы бюджетной отчетности — Отчета о принятых бюджетных обязательствах (форма 0503128), в котором должны отражаться данные по принятым, исполненным (не исполненным) бюджетным и денежным обязательствам.

Обратите внимание, что, вырабатывая правовую позицию по рассматриваемому вопросу, должностные лица учреждений должны руководствоваться положениями упоминаемых выше правовых актов только во взаимосвязи с иными положениями действующего законодательства (прежде всего гражданского).

При этом следует понимать, что не все документы, на основании которых возникает бюджетное (денежное) обязательство, могут истребоваться органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.

А отдельные бюджетные обязательства могут регистрироваться уполномоченными органами только в момент их оплаты (речь идет, например, о публичных нормативных обязательствах или об обязательствах по договорам, которые в соответствии с действующим законодательством могут не оформляться в письменной форме).

Итак, под бюджетными обязательствами понимается, в частности, обязанность действующего от имени публично-правового образования учреждения предоставить в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета:

Читайте так же:  Наличие просроченной дебиторской задолженности

— физическому или юридическому лицу;

— иному публично-правовому образованию;

— субъекту международного права.

Такое обязательство может быть принято на основании:

— иных нормативных правовых актов;

— государственных (муниципальных) контрактов;

— иных гражданско-правовых договоров, соглашений (в том числе и не оформляемых в письменной форме).

Документальное подтверждение факта принятия денежного обязательства может осуществляться, в частности, на основании:

1) государственных контрактов и иных договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством в виде единого документа;

2) заявок, оформленных должностными лицами учреждения — инициаторами платежей (иных документов, подтверждающих принятие предложения контрагента в соответствии с положениями ст.ст. 432, 433 ГК РФ) в тех случаях, когда договор в виде единого документа не оформляется;

3) судебных решений;

4) заявлений подотчетных лиц на выдачу аванса;

5) приказов руководителя бюджетного учреждения;

6) трудовых договоров (контрактов) и штатных расписаний (штатов) (в отношении обязательств по оплате труда);

7) регистров налогового учета и учета начисленных страховых взносов;

8) иных документов, устанавливающих расходные обязательства учреждения.

Как видим, принимая бюджетное обязательство, учреждение, по сути, осуществляет предварительное резервирование объема доведенных лимитов бюджетных обязательств под реализацию положений какого-либо закона (например под начисление в течение года определенного вида пособий в определенном размере определенному количеству получателей) или договора (например на строительство здания) (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Однако в соответствии с положениями действующего законодательства или контракта обязанность по непосредственному перечислению денежных средств может возникнуть значительно позже. Например, обязанность по перечислению аванса по контракту (денежное обязательство) может быть предусмотрена по истечении определенного времени со дня заключения контракта. А денежные обязательства по окончательному расчету возникнут только после выполнения контрагентом всех условий контракта (по выполнению строительных работ, поставке товара).

Обратите внимание, что при окончательном расчете могут быть зафиксированы отклонения от первоначально зарезервированных в качестве бюджетных обязательств лимитов (объемов финансирования). Например, общая сумма командировочных расходов (по авансовому отчету) может быть меньше (больше) суммы, предусмотренной заявлением на выдачу аванса.

Другой пример. Выплата пособия может осуществляться с определенной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально). Соответственно, денежные обязательства по непосредственному перечислению средств будут возникать с такой же периодичностью при начислении пособий. При этом они могут изменяться, в частности, при уменьшении (увеличении) по каким-либо причинам количества получателей, индексации пособий и т.п.

Практика показывает, что в качестве документов-оснований, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут применяться следующие документы:

1. При поставке товаров: государственный контракт (договор) на поставку товаров и (или) накладная, и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура;

2. При выполнении работ, оказании услуг: государственный контракт (договор) на выполнение работ (оказание услуг) и (или) акт выполненных работ (услуг), и (или) счет, и (или) счет-фактура;

3. При исполнении судебного решения: исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);

4. При аренде: договор аренды;

5. По перечислению авансовых платежей: государственный контракт (договор) (в качестве дополнительного документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства по уплате аванса, может применяться также счет, оформленный поставщиком);

6. При расчетах с подотчетными лицами: заявления подотчетных лиц на выдачу аванса (в данном случае денежные обязательства принимаются одновременно с бюджетными);

7. В отношении обязательств по оплате труда: расчетно-платежные ведомости;

8. В отношении обязательств по уплате налогов (сборов): регистры налогового учета и учета начисленных страховых взносов;

9. В других случаях: иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина России.

Часть из таких документов необходимо обязательно предоставлять в органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для санкционирования оплаты денежных обязательств. Другие же документы используются только в качестве оснований для отражения соответствующих хозяйственных операций в бюджетном учете.

Кроме того, важно понимать, что бюджетные (денежные) обязательства могут корректироваться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Основанием для таких корректировок могут служить перечисленные выше документы, а также иные документы.

Например, на основании авансовых отчетов и прилагаемых к ним документов может корректироваться величина бюджетных (денежных) обязательств, ранее учтенная на основании заявлений на выдачу авансов. Бюджетные обязательства по оплате труда, принятые в начале года на основании действующих трудовых договоров (контрактов) и размера выплат, причитающихся к перечислению по таким договорам (контрактам), могут корректироваться в течение года исходя из данных о фактах увольнений и приема на работу, индексации размеров окладов и т.п.

В заключение обращаем Ваше внимание на достаточно распространенное мнение, в соответствии с которым бюджетные обязательства по оплате труда и соответствующие обязательства по уплате страховых взносов следует принимать на дату утверждения документа об их начислении. При этом в качестве главного аргумента, как правило, указывают на то, что корректировка бюджетных обязательств, принятых в начале года, очень трудоемка, а ее осуществление только по итогам года не позволит соответствующим должностным лицам контролировать соблюдение объема прав на принятие обязательств (принятие обязательств только в пределах утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств).

В то же время необходимость отражения бюджетных обязательств по оплате труда в начале года на основании положений действующих трудовых договоров (контрактов) предусмотрена в письме Федерального казначейства от 30.06.2010 N 42-7.4-05/2.2-420. Поэтому применение такого подхода в настоящее время представляется более предпочтительным, но при условии, что в рамках публично-правового образования выработана единая методика принятия и корректировки данных бюджетных обязательств.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.bashinform.ru/m/likbez/384172/

Бюджетное и денежное обязательство различия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here